История развития и становления санитарно-эпидемиологической службы Орловской области

       

История развития и становления санитарно-эпидемиологической службы Орловской области теснейшим образом связана с формированием профилактической медицины и санитарной организации в нашей стране. Идея о необходимости создания специальных учреждений санитарно-эпидемиологического профиля зародилась в 70-х годах XIX века, когда земский врач Казанской губернии А.А. Серебряков высказал предложение об организации санитарной станции для изучения влияния факторов среды обитания на здоровье человека. Под влиянием передовой медицинской общественности и в связи с угрозой эпидемий в конце XIX века, в некоторых городах России стали функционировать бактериологические и санитарные лаборатории. Так, в 1886-м году И.И. Мечниковым была открыта Одесская бактериологическая лаборатория, в том же году — санитарная лаборатория в г. Харькове, в 1887-м году в г. Ростове, в 1888-м — в г. Орле, в 1891—м — в гг. Москве и Петербурге.

Формирование санитарно-эпидемиологической лаборатории, введение в земстве должности санитарного врача, создание санитарного бюро при губернской управе стало началом зарождения санитарной организации на Орловщине. Весь дальнейший период развития санитарно-эпидемиологической службы - это творческий поиск наиболее оптимальных форм организации деятельности. Важный этап организации санитарно-эпидемиологической службы начался с издания 15-го сентября 1922 года декрета СНК РСФСР «О санитарных органах республики», который положил начало формированию санитарно-эпидемиологических учреждений в системе советского здравоохранения. В декрете были определены задачи и направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы, подчеркнута необходимость создания специальных учреждений, установлены штатные нормативы численности специалистов, утвержден статус службы в качестве государственного контрольного органа.

1936 году в области приступили к организации постоянной сети учреждений санэпидслужбы - это год начала плановой противоэпидемической работы, когда была создана Орловская межрайонная санэпидстанция, организатором которой был опытный санитарный врач Николай Николаевич Архипов. В 1937 году Орловская область получила самостоятельность, и сразу были организованы областные станции: санитарно-эпидемиологическая, возглавил ее врач-эпидемиолог В.М. Николаевский, противомалярийная - С.И. Заседателев, противотуляремийная - П.Н. Строева, противобруцеллезная - О.А. Дворкина. В то же время в Орловской межрайонной санэпидстанции работали три отряда, каждый из них был оснащен кадрами, специальным транспортом и проводил противоэпидемическую работу в районах, населенных пунктах, где регистрировались очаги инфекционных заболеваний, до полной их ликвидации.

Специалисты санэпидслужбы внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в годы Великой Отечественной войны. Врачи-гигиенисты и эпидемиологи в течение всего военного периода следили за санитарно-гигиеническим состоянием войск. Осуществляли медицинский контроль за питанием и водоснабжением, за размещением воинских подразделений, проводили санитарную разведку населенных мест, осуществляли контроль за соблюдением личной гигиены солдатами и офицерами, проводили работу по профилактике инфекционных заболеваний, как среди населения, так и в армейских подразделениях. Все эти мероприятия позволили обеспечить невысокий уровень инфекционной заболеваемости в военные годы. Свою лепту в Великую Победу внесли специалисты санитарной службы Орловской области: Марков А.П., Мурзина М.С., Кузнецова К.С, Залыгин М.Г. и др.

В послевоенный период произошло коренное изменение структуры службы, в целях оперативного решения вопросов противоэпидемического благополучия в каждом районе были организованы санэпидстанции. Служба, практически, стала создаваться заново. Формировалась материально-техническая база, готовились кадры. За 12 послевоенных лет почти все районные санэпидстанции за счет приспособления и освоения, выделенных районными властями помещений стали иметь свои здания, были организованы бактериологические лаборатории, приобретено необходимое оборудование и транспорт. Это был период становления и укрепления государственного санитарного надзора области. Но в 1956-м году Минздравом СССР была проведена непродуманная реорганизация службы: районные санэпидстанции были реорганизованы в санэпидотделы и присоединены к районным больницам. Служба потеряла кадры, оборудование, транспорт, ухудшились основные показатели деятельности. Непосредственное подчинение санэпидотделов главным врачам центральных районных больниц резко снизило их активность в отношении контроля за санэпидрежимом лечебно-профилактических и других учреждений.

Результаты реорганизации уже в 1963 году заставили руководителей Минздрава СССР возвратиться к старой структуре санэпидслужбы. Санэпидотделы были реорганизованы в санэ¬пидстанции, этот этап был закончен к началу 70-х годов. В области в этот период было построено типовое здание Орловской городской санэпидстанции, в каждом районе были созданы бактериологические и санитарно-гигиенические лаборатории. В областной санэпидстанции созданы новые структурные подразделения: вирусологическая и токсикологическая лаборатории, радиологическая группа, лаборатория физико-химических методов исследования, подразделение по определению остаточных количеств ядохимикатов. Была построена 2-этажная пристройка к зданию областной СЭС.

 После выхода 31-го мая 1973 года Постановления Совмина СССР № 361 «О государственном санитарном надзоре в СССР» и издания одноименного приказа Министра здравоохранения СССР № 535, в области были введены в эксплуатацию типовые здания Новосильской, Ливенской, Мценской, Верховской санэпидстанций; построены приспособленные, но достаточные по площади здания Шаблыкинской, Новодеревеньковской, Должанской, Кромской, Хотынецкой СЭС; улучшена лабораторная база за счет строительства отдельных зданий в Залегощенском, Глазуновском, Покровском и Урицком районах; были созданы межрайонные лаборатории в Кромском, Ливенском и Новосильском районах. Все санэпидучреждения были обеспечены передвижными дезинфекционными камерами и спецавтотранспортом, а также укомплектованы квалифицированными специалистами.

Санитарно-эпидемиологическую службу области с 1952-го года по 1961-й возглавляла заслуженный врач РСФСР И.Е. Эренс, с 1961-го по 1986-й - заслуженный врач РСФСР Л.Н. Жигунова, с 1986-го по 2003 год - заслуженный врач РСФСР Ю.А. Одинцов, с 2003 по 2016 годы заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Г.Л.Захарченко.

До административной реформы 2005 года в санэпидучреждениях области трудились 935 человек, из них 185 врачей и специалистов с высшим образованием, 750 средних медицинских работников; За заслуги в развитии службы 12 медработников были награждены орденами и медалями, 74 специалиста — знаком «Отличнику здравоохранения», 8 человек нагрудным знаком «Почетный работник Госсанэпидслужбы России». В службе трудилось 50 ветеранов труда. Захарченко Г.Л. и Сальков В.И. защитили кандидатские диссертации, 9 врачам присвоено звание «Заслуженный врач РФ». В 1991-м году была проведена реорганизация службы. В этот период с помощью Госкомитета санэпиднадзора РФ было приобретено более 40 единиц различного транспорта, центры ГСЭН оснащались современным оборудованием, приборами. Введен в эксплуатацию 5-этажный лабораторный корпус областного центра ГСЭН, пристройка к лаборатории в Свердловском районе, два жилых дома в Верховском районе, дом для специалистов центра ГСЭН в Краснозоренском районе, санитарный пропускник дезстанции в г. Орле.

Указом президента № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора - упраздненного Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке – Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений.   Территориальное Управление Роспотребнадзора по Орловской области возглавил руководитель, являющийся Главным государственным санитарным врачом по Орловской области Захарченко Геннадий Леонидович, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» - Полякова Елена Владимировна.

Совершенствование надзорных полномочий привело, с одной стороны, к завершению формирования новой структуры службы, с другой — к выработке законодательного блока, включающего 3 основных аспекта: санитарное законодательство, защиту прав потребителей и технические регламенты, что способствовало усилению санитарного надзора и защиты прав потребителей в вопросах безопасности и качества товаров и услуг.

Сегодня в структуру Управления Роспотребнадзора по Орловской области входит 4 территориальных отдела: в (п.Верховье, п.Кромы, г.Ливны,  г.Мценске), в структуру ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» - 4 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (п.Верховье, п.Кромы, г.Ливны, г.Мценске).

Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека  от 21 июля 2017 года № 488- л/о на должность руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, главного государственного санитарного врача по Орловской области назначен  Румянцев Александр Павлович.

Основными для Управления Роспотребнадзора по Орловской области являются задачи по исполнению планов Роспотребнадзора по реализации указов Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации, осуществление федерального государственного надзора с учетом риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности, внедрение в практику работы мероприятий профилактической направленности, дальнейшее взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам предотвращения поступления на потребительский рынок продукции, не отвечающей требованиям безопасности для здоровья и жизни потребителей, обеспечения благоприятных условий обучения, воспитания и отдыха детей, реализации «дорожной карты» развития системы дошкольного образования детей,  продолжение работы по развитию многоуровневой региональной системы защиты прав потребителей.