«Назад

Особенности защиты прав потребителей при оказании туристских услуг

   Продолжается сезон отпусков и путешествий. Для того, чтобы от путешествия остались только самые приятные впечатления, Управление Роспотребнадзора по Орловской области обращает внимание на следующую информацию.

Осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (далее – Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации) определяет, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора (ст.10). Договор по реализации тура фирмой подпадает под понятие публичного договора (ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что фирма должна устанавливать цену тура и иные условия договора одинаковыми для всех потребителей, а также то, что она не может отказать в заключении договора при наличии тура.

Договор на реализацию туристского продукта должен соответствовать законодательству российской Федерации, в том числе и законодательству о защите прав потребителей и должен содержать существенные условия.

В соответствии со статьей 17 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии.

Турфирма при заключении договора на реализацию туристского продукта обязана подписать с туристом договор страхования на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, в результате чего туристу выдается страховой полис.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

При покупке туристической путевки, подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит в соответствии со статьей 6 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации потребитель (турист) имеет право:

• получать необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

• на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

• на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

• на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке установленном законодательством Российской Федерации;

• на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

• на беспрепятственный доступ к средствам связи (телефон, Интернет).

В случае оказания туристской услуги ненадлежащего качества потребителю необходимо обратиться к туроператору с соответствующим требованием, указав его в заявлении (претензии), составленном в двух экземплярах. Один экземпляр заявления (претензии) вручается представителю.

В случае неудовлетворения требования потребителя в добровольном досудебном порядке, он вправе обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), дополнительно предъявив требования о возмещении убытков (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»), выплате неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 3% за каждый день просрочки (ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), а также о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Для получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, можно  обратиться в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Орловской области  (г. Орел, Наугорское шоссе, 2а, тел. 8 4862 41-52-52) или  в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (г. Орел, ул. Карачевская, д.56а, тел. 8 4862 75-02-76).