«Назад

ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДАЮЩИМ РАЗЪЯСНЕНИЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМЕРНЫМ

РАЗЪЯСНЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Об изменениях в порядке рассмотрения обращений граждан.

Федеральным законом от 27 ноября 2017 года №355-ФЗ внесены  изменения  в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 27, ст. 3474):

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядкеуказывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Ответ на обращение направляетсяв форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицув форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицуобращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.";

В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального законана официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается."

О применении проверочных листов при осуществлении планового федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2017 г. № 688 утвержден перечень типов производственных объектов при проведении   которых  с 1 октября 2017 г. Роспотребнадзором и его территориальными органами используются проверочные листы (списков контрольных вопросов). К данной категории относятся:

предприятия торговли (в том числе предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных товаров, и предприятия торговли со специализированным ассортиментом продовольственных товаров: магазин, специализированный магазин, гастроном, супермаркет (универсам), дискаунтер, минимаркет, гипермаркет, киоск, торговый павильон);

предприятия (объекты) общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая, в том числе столовые при предприятиях и учреждениях, комбинат общественного, в том- числе школьного питания, заготовочное предприятие питания, доготовочное предприятие питания, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, вагон-ресторан, магазин (отдел) кулинарии);

парикмахерские, салоны красоты, солярии.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для указанных объектов разработаны Роспотребнадзором и утверждены приказом Роспотребнадзора  от 18 сентября 2017 г. № 860.

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования).

Перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки. В этой связи указанный перечень нормативных правовых актов необходимо также отразить в распоряжении о проведении проверки.

Соответственно в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы.

Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

Экстерриториальный принцип подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 09.12.2017 №1500 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.

Согласно поправкам, с 1 января 2018 уведомление подается без привязки к месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг).

Уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляются в соответствующий федеральный органисполнительной власти или его территориальный орган непосредственно либо через МФЦ (при наличии соглашения о взаимодействии между уполномоченным органом и МФЦ). Органы государственного контроля (надзора), в которые необходимо подавать уведомление в зависимости от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, указаны в п.п. 3 - 5.8 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

Непредставление уведомления (в случае, когда его представление обязательно) является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Законодательство о техническом регулировании

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2017 № 55 «О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)» уточнен срок действия документов об оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасностиигрушек" (ТР ТС 008/2011).

Решение опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ 18.05.2017. Начало действия документа - 30.03.2018.

Наиболее существенные изменения касаются определений, применяемых в ТР ТС 008/2011 (в статью 2 ТР ТС 008/2011 введено понятие «игрушка магнитная» и связанные с ним понятия «магнитный элемент игрушки», «функциональный магнит»), требований безопасности к игрушкам (например, в подпункт 3.2 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 008/2011 дополняется требованием об обязательном  наличии конструкции, препятствующую падению ребенка, у сидений качелей для детей до 3 лет; в пункт 3 статьи 4 вносится подпункт 3.9, содержащий требования безопасности к магнитным игрушкам), в том числе требований к санитарно-химическим показателям (относительно норм выделения из игрушек хрома), а также требований к содержанию маркировки магнитных игрушек (Приложение 3 ТР ТС 008/2011 дополняется  требованием об обязательном наличии в маркировке магнитных игрушек предупреждающей надписи определенного содержания).

Изготовителям игрушек, уполномоченным  изготовителями лицам, импортерам и продавцам игрушек следует обратить особое внимание вносимым в ТР ТС 008/2011 при проведении сертификации игрушек после вступления Решения в силу, и, соответственно, в дальнейшем соблюдать ТР ТС 008/2011 с учетом вступивших в силу изменений.

Однако, в соответствии Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2017 № 55 «О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)», сертификаты на игрушки, выданные до дня вступления в силу Решения, действительны до окончания срока их действия, производство и выпуск в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза игрушек при наличии сертификата допускаются до окончания срока действия таких документов, обращение игрушек, выпущенных в обращение в период действия сертификатов, выданных до дня вступления в силу Решения, допускается в течение срока службы или срока годности этой продукции.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 19 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017).

Указанный технический регламент устанавливает единые обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования к выпускаемой в обращение химической продукции, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и правилам ее нанесения. Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами государств - членов ЕАЭС необходимо разработать и утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС и порядок нотификации новых химических веществ, обеспечив их вступление в силу до 1 декабря 2018 года. При условии исполнения указанных требований технический регламент "О безопасности химической продукции" (ТР ЕАЭС 041/2017) вступает в силу с 2 июня 2021 года, за исключением требований к препаративным формам пестицидов и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (переработки).

До дня вступления в силу данного ТР, устанавливающего требования к препаративным формам пестицидов и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (переработки), в отношении такой продукции и указанных процессов действуют положения актов органов ЕАЭС или законодательство государств - членов ЕАЭС.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 18.05.2017. Начало действия документа - 17.06.2017.

 

В связи с внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ изменениями в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»и отдельные законодательные акты Российской Федерации, с 1 июля 2017 года не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Таким образом, хозяйствующим субъектам необходимо исключить с 1 июля 2017 года розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров предприятиями торговли и общественного питания.

С 1 июля 2017 года вводится административная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров– ч. 2.2. ст. 14.16 КоАП РФ. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных данным составом КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Таким образом, с 01.07.2017г. вводится новый состав КоАП РФ для применения должностными лицами органов Роспотребнадзора. (Федеральный закон от 23.06.2016 N 202-ФЗ).

С 31 июля 2017 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должностные лица Роспотребнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов по части 8 статьи 13.15 КоАП, предусматривающую ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162 принят технический регламент Евразийского экономического союза                  ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016), который вступил в силу с 01.09.2017.

ТР ЕАЭС 040/2016 устанавливает требования к пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Евразийского экономического союза, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к маркировке и упаковке таких товаров для обеспечения их свободного перемещения. Под действие регламента попадает как искусственно выращенная продукция, так и рыба, выловленная в естественных водоемах любого типа (море, озеро, река, океан, протоки и т.д.).

В техническом регламенте нормируется содержание массовой доли глазури: масса глазури (льда) не должна превышать в замороженной рыбе – 5%, в замороженной рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных – 7%, из неразделанных ракообразных – 14%, для прочей рыбной продукции – 8%.

ТР ЕАЭС 040/2016 регулирует содержание в рыбопродуктах амоксициллина, бацитрацина, галофугинона и других вредных для здоровья человека препаратов и стимуляторов роста. В отношении рыбы, растущей в естественных условиях, технический регламент определяет, что она должна быть выловлена в безопасных районах добычи.

Отдельно в техническом регламенте устанавливаются требования для производства детского питания. Пищевую рыбную продукцию для детей первого года жизни следует производить не в обычных условиях рыбоперерабатывающего предприятия, а на специализированных производственных объектах, в специальных цехах или технологических линиях. Для более старших детей, включая детей школьного возраста, условия производства немного смягчены: производить питание можно и на технологическом оборудовании общего назначения, но обязательно в начале рабочей смены или в отдельную смену после его мойки и дезинфекции.

При производстве рыбной пищевой продукции для детей нельзя использовать консерванты: бензойную, сорбиновую кислоты и их соли, а также другие пищевые добавки – фосфаты, усилители вкуса.

Новшества, связанные с маркировкой и упаковкой рыбной продукции:

Изготовители должны указывать не только вид продукции, к примеру, «рыбный кулинарный полуфабрикат» или «рыбные консервы», но и зоологическое название рыбы. Например, «палтус черный гренландский». А также способы разделки и обработки: «филе трески», «спинка минтая», «тушка сельди», «пастеризованная», «маринованная», «восстановленная»;

Принадлежность к району вылова также должна указываться на этикетках, т.к. регламент предусматривает, что рыба должна вылавливаться только в безопасных районах добычи.

В регламенте сделан акцент на защите от паразитов и их личинок в живой, свежей, охлажденной и подмороженной рыбе.

Впервые в ТР ЕАЭС 040/2016 появились показатели безопасности к водорослям, водным растениям морским сушеным, джемам из морской капусты, пресервам с добавлением растительных масел, заливок, соусов, с гарнирами и без.

Регламент предусматривает три формы оценки соответствия: государственная регистрация, ветеринарная экспертиза и декларирование. Свидетельства о государственной регистрации необходимо оформить на продукцию детского питания и рыбную продукцию нового вида. Санитарно-ветеринарная экспертиза применяется в случае реализации живой рыбы, млекопитающих или беспозвоночных. Переработанная рыбная продукция в обязательном порядке проходит процедуру декларирования.

Примечательно, что для рыбы и рыбной продукции недоступны схемы, по которым заявитель мог зарегистрировать декларацию на основании собственных доказательств. ТР ЕАЭС 040/2016 предлагает на выбор три схемы: 3д, 4д и 6д. Схема 4д рассчитана на партию, а по двум другим декларируют серийно производимую продукцию. Также, схема 6д предусматривает наличие у заявителя сертификата менеджмента качества. Декларации, выданные по схеме 3д действительны 3 года, а по схеме 6д – до 5 лет. Срок действия декларации на партию товара ограничивается его сроком годности.

Для адаптации предпринимателей к новым условиям установлен достаточно длительный переходный период. Документы об оценке соответствия пищевой рыбной продукции, оформленные рыбоперерабатывающими предприятиями до вступления в силу технического регламента, будут в силе до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября 2019 г. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее годности. Это обеспечит возможность планомерного перехода участников рынка на выпуск рыбных товаров, отвечающих новым требованиям.

 

Изменения в ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»

 

С 1 января 2018 годавступил в силу новый норматив содержания трансизомеров жирных кислот в масложировой продукции, указанный в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию».

Содержание трансизомеров жирных кислот в твердых маргаринах, мягких и жидких маргаринах, заменителях молочного жира, жирах специального назначения должно составлять не более 2% от общего содержания жира в пищевом продукте. На потребительских упаковках указанной продукции должна содержаться информация о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот (в процентах от содержания жира в продукте).

Продукция, изготовленная до 1 января 2018 года, содержащая более 2% процентов трансизомеров жирных кислот, может находиться в обороте на потребительском рынке в течение срока годности.

За нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, при повторном совершении административного правонарушения - до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

 

Федеральным законом от 18.07.2017 №175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьёй 14.46.2, которая устанавливает административную ответственность изготовителя, исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Так, согласно части 1 статьи 14.46.2 КоАП РФ за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) которому стало известно о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции, обязанности по информированию федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о несоответствии такой продукции указанным требованиям влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

В соответствии с частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ невыполнение вышеуказанными лицами обязанности по проведению проверки достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции либо невыполнение требования федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о представлении в соответствующий орган материалов указанной проверки влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц  от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 

Частью 3 статьи 14.46.2 КоАП РФ установлена ответственность изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) за невыполнение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда,разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Несоблюдение законодательства в данной сфере влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

 

В соответствии с частью 4 статьи 14.46.2 КоАП РФ невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязанности по приостановлению производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентовили подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции, либо отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Частью 5 статьи 14.46.2 КоАП РФ установлена ответственность индивидуальных предпринимателей в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.46.2 КоАП РФ.

 

Изменение санитарно-эпидемиологических требований к рабочим местам.

 

С 01.01.2017  постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 № 81 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и к источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

Требования распространяются на проектируемые, вновь вводимые в эксплуатацию, реконструируемые и эксплуатируемые объекты с момента вступления СанПиН 2.2.4.3359-16  в действие, требования СанПиН 2.2.4.3359-16  применяются при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работающих и разработки мероприятий профилактического характера.

В соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 признаны утратившими силу с 01.01.2017:

- СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.02.2003 № 10;

- СанПиН 2.1.8/2.2.4.2490-09 «Изменения № 1 к СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2009 № 13;

- приложение 3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118.

 

Изменение законодательства к санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике острых кишечных инфекций

 

Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2017 № 149 внесены изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.3108-08 «Профилактика острых кишечных инфекций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 53.

Пункт 4.2. изложен в следующей редакции:

«Забор клинического материала от больного (например: фекалии, кровь, рвотные массы, промывные воды желудка) осуществляется специалистами медицинских организаций, выявивших больного в день обращения и до начала этиотропного лечения. Клинический материал от больного с клиникой острых кишечных инфекций направляется в лабораторию для проведения лабораторного исследования с целью определения возбудителя инфекции».

Добавлен пункт 10.6.2 следующего содержания:

«Однократному лабораторному обследованию с целью определения возбудителей острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной этиологии в оздоровительных организациях для детей перед началом оздоровительного сезона (также при поступлении на работу в течение оздоровительного сезона) подлежат:

сотрудники, поступающие на работу на пищеблоки;

сотрудники, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

лица, осуществляющие эксплуатацию водопроводных сооружений».

 

Использование национальных платёжных документов

Федеральным законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ  «О национальной платежной системе».

В соответствии с внесёнными изменениями: "Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год"

Изменения законодательства в сфере туристской деятельности.

 

На основании ст.ст. 10, 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом № 132-ФЗ, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Законом № 132-ФЗ Минкультуры России было наделено полномочиями по утверждению типовых взамен примерных форм договоров о реализации туристского продукта.

С 24 апреля 2017 года вступил в силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31.10.2016 № 2386  «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком».

 

Приказом Минкультуры России от 31.10.2016 № 2386  утверждены:

- типовая форма договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком;

- типовая форма договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

В договоре, заключаемом между турагентом и туристом, должны содержаться, в частности, следующие условия:

информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;

обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;

обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту;

обязанность турагента предоставить туристу копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта;

условие об ответственности турагента перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.

Приказ Минкультуры России от 04.07.2016 № 1503 «Об утверждении примерной формы договора о реализации туристского продукта» признан утратившим силу.

 

Изменения в законодательство в сфере деятельности микрофинансовых организаций

Деятельность микрофинасовых организаций регулируется Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом № 151-ФЗ.

Реестр микрофинансовых организаций ведет Центральный Банк Российской Федерации.

Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде:

- микрофинансовой компании;

- микрокредитной компании.

По договорам, заключенным с 1 января 2017 года, микрофинансовая организация не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа (данное ограничение не распространяется на неустойку (штрафы, пени), а также на платежи за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату).

С 01 января 2017 года также установлено ограничение размера просрочки возврата потребительского микрозайма: после возникновения просрочки микрофинансовая организация может начислять должнику проценты только на оставшуюся (непогашенную) часть суммы основного долга, однако начисление должно прекратиться, как только проценты, достигнут двукратного размера этой суммы. Микрофинансовая организация сможет вновь начать начисление процентов только после частичного погашения заемщиком займа и (или) уплаты причитающихся процентов.

 

С 01.01.2017Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ).

Введен термин «индикаторы риска нарушения обязательных требований»-утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в пунктах 3 - 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ  мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Введено понятие «профилактика нарушений обязательных требований».

В соответствии со ст. статья 8.2 Федерального закона №294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. Так, предусмотрено:

·        размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

·        информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами;

·        обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

·        выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами.

Согласно ст. 8.3. Федерального закона №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:

· плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

·    исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

· наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

· наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях ЮЛ и ИП, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

·  другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований может быть принято решение о проведении проверки данного юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При получении в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

Изменены основания для проведения внеплановой проверки.

Согласно внесенным изменениям в ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ  основаниями для проведения внеплановой проверки является в том числе:

– нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

– выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).

 

Введено понятие предварительной проверки.

Согласно ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ«Организация и проведение внеплановой проверки» предварительная проверкаможет быть проведена при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, а также при отсутствии достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут являться основаниями для проведения проверки.

В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов(в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, проводится рассмотрение документов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющихся в распоряжении органа гос.контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателямии без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов гос.контроля. В рамках предварительной проверки у юридических лиц, индивидуальных предпринимателеймогут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридических лиц, индивидуальных предпринимателейк ответственности не принимаются.

 

Установлен порядок действий при невозможности проведения проверки.

Согласно ст. 12Федерального закона №294-ФЗ   «Выезднаяпроверка» в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо в связи с иными действиями (бездействием) хоз.субъекта, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа гос.контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган гос.контроля в течение 3-х месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Для хозяйствующих субъектов законодательством предусмотрен принцип презумпции добросовестности.

Реализация принципа презумпции добросовестности со стороны субъектов предпринимательской деятельности является, в том числе, проведение ряда мероприятий, направленных на соблюдение требований качества и безопасности в своей деятельности по отношению к производственному процессу, выпускаемой продукции, оказываемым услугам, выполняемым работам и т.д.

Для его реализации у предприятий через самоконтроль есть несколько механизмов:

1. Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

 Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль представляет собой, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Порядок проведения производственного контроля определен в СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила».

2. Реализация систем менеджмента качества ХАССП.

Обязанность осуществления контроля за качеством и безопасностью продукции  определены положениями статьи 10 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», согласно которым изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).

 

3. Осуществление контроля за членами внутри саморегулируемой организации.

Самоконтроль осуществляется саморегулируемыми организациями в отношении ее членов в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Согласно статье 3 указанного выше Федерального закона  саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.