«Назад

Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области за 4-й квартал 2017 года

  Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области (далее – Управление) подготовлен в соответствии с:

- пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности» от 21.02.2017 №13(2);

- положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13 (2);

 

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

 

1.     Обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации.

2. Обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов.

3. Снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований.

4. Совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций.

5.     Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

 

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

 

1. Выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики Управления и их реализация.

2. Выявление проблем применения обязательных требований.

  1. Выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению.
  2. Формирование и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
  3. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

 

На контроле Управления Роспотребнадзора по Орловской области состоит 8 135 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 4 квартале 2017 года  реализуя полномочия, предоставленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Управлением проведено 486 проверок (4 кв.2016г. -360):

·   плановых – 107 или 22,1% (4 кв.2016г. -131);

·  внеплановых – 379 или 77,9%(4 кв.2016г. -229).

Количество документарных проверок от общего числа проверок составило 16 или 3.3%; выездных – 456 или 93,8% (4 кв.2016г. - документарных -24 или 6,7%, выездных - 330 или 91,7%), и документарно-выездных 14 проверок или 2,9 % (4 кв.2016г. – 6 или 1,7%)

Число проверок, проведенных совместно с другими органами государственного, муниципального контроля, составило 55 или 11,3%.

Число проверок, проведенных с привлечением экспертных организаций, от общего числа проведенных проверок – 339 или 69,8% (4 кв.2016г. – 248 или 68,9%).

За 4 квартал 2017 года приказами Управления исключено из плана 2 плановых проверки по причинам: 1 - прекращение деятельности и 1- реорганизация юридического лица. Все плановые проверки проведены в установленные сроки.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановые проверки проведены по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – 145 проверок или 38,3% от общего числа внеплановых проверок (2016г. – 107 проверок или 46,7% в структуре внеплановых проверок)

- поступление обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

 - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» – 3 проверки или 0,8 % в структуре внеплановых проверок (2016г. – 32 проверок или 13,9% в структуре внеплановых проверок)

- по угрозе причинения вреда в 4 квартале 2017г. проведено 3 проверки или 0,8 % (в 4 кв.2016г. 4проверки, что составляет 1,7 %)

- приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 228 проверок или 60,2 % в структуре внеплановых проверок (в 4 квартале 2016г.– 86 проверок или 37,6% в структуре внеплановых проверок).

Из общего числа проведенных проверок правонарушения выявлены в 75,3% (366 проверок), в том числе при 107 плановых или 100% и 259 - внеплановых или 68,3%.

В результате проведенных проверок должностными лицами Управления за 4-й квартал 2017 года хозяйствующим субъектам выдано 445 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований:

  • Законодательства о защите прав потребителей – 179;
  • Законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии – 266.

В целях реализации полномочий предоставленных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Управлением  Роспотребнадзора по Орловской области за 4 квартал 2017 года выдано  93 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, из них:

·   О недопустимости нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия – 76 предостережения;

·    О недопустимости нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей – 17 предостережений.

Применение мер административного законодательства

В 4 квартале 2017 года по результатам проведенных мероприятий по контролю (надзору) на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области выявлено  1 025  административных правонарушений, которые квалифицировались по 45 составам, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Анализ правоприменительной практики показывает, что в 4 квартале 2017 года должностными лицами Управления наибольшее количество дел возбуждено за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3, 6.4, 6.5 6.6, 6.7 ч.1, 6.7 ч.2, 8.2, 8.5)– 432 дела (42%);

за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, включая непредставление субъектами, оказывающими различного рода услуги, а также реализующими товары, информации, необходимость предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также нарушение ими правил продажи отдельных видов товаров, включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих права потребителей составлен 213 протоколов об административных правонарушениях, что составляет 20,8% от общего количества выявленных Управлением административных правонарушений;

– нарушения законодательства о техническом регулировании и требований к маркировке (статья 14.43 14.44, 14.45, 14.46, 15.12 КоАП РФ) составили 21,1% (216 протоколов) от общего количества выявленных административных правонарушений;

– за нарушения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе за продажу табачной продукции на расстоянии менее 100м. от образовательных учреждений, за курение табака не в установленных местах, а также за отсутствие знака о запрете курения составлено 55 протоколов об административных правонарушениях (5,4%) (статья 6.24, 6.25, 14.53 КоАП РФ);

за нарушения против порядка управления, т.е. за неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями возложенных законом обязанностей  (статьи 17.7, 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.6, 19.7, 19.7.5-1, 19.20  КоАП РФ) и неуплату административного штрафа в  срок – часть 1 статьи 20.25 КоАПРФсоставлено 100 протоколов (9,8%)

Выявлялись также факты незаконной продажи товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законом (статья 14.2 КоАП РФ), продажи товаров, содержащих незаконное воспроизведение чужого товарного знака (статья 14.10 КоАПРФ)

По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области в 4 квартале 2017 года, вынесено 807 постановлений о привлечении виновных лиц  к административной ответственности:

• 300 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения;

• 507 постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа.

Сумма наложенных административных штрафов составила более 3 500 млн. рублей.

В 4 квартале 2017 года Управлением продолжено применение ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену административного субъектам малого предпринимательства наказания в виде административного штрафа предупреждением. Так, по составам, устанавливающих административную ответственность в виде административного штрафа, в 20% случаев, с учетом положений ст. 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ, при условии совершения субъектам малого и среднего предпринимательства административных правонарушений впервые, а также при условии, что совершенное административное правонарушение не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения административные наказания в виде штрафов  заменены на предупреждения.

Кроме того, более чем в 50% случаев Управлением при рассмотрении дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают административное наказание в виде штрафа в размере более 100,0 тыс. рублей для юридических лиц и более 50,0 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей, назначены административные штрафы в размере менее  минимального размера.

Как правило, размер административного наказания в таких случаях снижается в 2 раза.

В 4 квартале 2017 года в суды для рассмотрения по подведомственности направлено 215 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения которых судами вынесено:

– 29  постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;

– 46 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа;

– 47 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения;

– 13 постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

– 80 дела находятся на рассмотрении.

Судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено административных штрафов  на сумму более 1000,0 тыс.рублей.

В 4 квартале 2017 года в суды, в порядке ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подано 20 исковых заявления о понуждении юридических лиц к выполнению мероприятий по устранения нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по результатам рассмотрения 14 заявлений исковые требования Управления удовлетворены судами в полном объеме, 6 исковых заявлений находятся на рассмотрении.

В 4 квартале 2017 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции различных инстанций, в том числе Девятнадцатый апелляционный суд (Воронеж), Арбитражный суд Центрального округа (Калуга), обжаловано:

5 постановлений Управления о назначении административных наказаний, 3 предписания об устранении выявленных нарушений, 2 представление об устранении причин и условий выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалоб и заявлений, все документы Управления оставлены без изменений.

 

Информация о типовых нарушениях обязательных требований

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенным в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлялись следующие основные нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования:

1. Предприятия оптовой и розничной торговли пищевыми продуктами:

- отсутствие оборудованных  контейнерных площадок для сбора отходов, отсутствие крышек на мусорных контейнерах;

- не соблюдение гигиенических нормативов по освещенности на рабочих местах;

- реализация продукции с истекшими сроками годности;

- нарушение условий хранения продукции, установленных изготовителем (реализация скоропортящейся продукции без холодильного оборудования)

- превышение уровней шума от работы холодильного и технологического оборудования на объектах, расположенных в жилых домах, что приводит к нарушению условий проживания граждан;

- не проведение контроля за  температурно-влажностный режим хранения пищевых продуктов;

- отсутствие документов, подтверждающие качество и безопасность пищевой продукции.

 

2. Предприятия общественного питания:

- отсутствие маркировки на уборочном и разделочном инвентаре;

- отсутствие закрываемых емкостей для сбора отходов;

- реализация продукции без маркировки;

- отсутствие документов, подтверждающие качество и безопасность пищевой продукции;

- недостаточное количество моечных ванн для мытья кухонной и столовой посуды;

- отсутствие раковин для мытья рук во всех производственных цехах

3. Предприятия пищевой промышленности:

- производство продукции  с  нарушением технической документации, указанной в декларации о соответствии;

- не проведение лабораторных исследований по всем показателям, регламентируемым  требованиями  ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции» при принятии декларации о соответствии продукции, не проведение предприятием производственного контроля;

- не своевременное проведение текущей уборки участков цехов санитарной обработки и оборудования;

- отсутствие маркировки на выпускаемой продукции.

4. Дошкольные учреждения:

- дефекты отделки стен, потолка, покрытия пола;

- неисправность технологического и холодильного оборудования;

- дефекты покрытия детской мебели;

- несоответствие высоты установки санитарно-технических приборов (унитазов, раковин для мытья рук);

- отсутствие закрывающихся кабин в туалетных старших и подготовительных групп;

- нарушение приема использованного и выдачи чистого белья на прачечных;

- отсутствие ограждающих устройств на отопительных приборах;

- недостаточное количество  санитарной одежды для работников, нарушение условий хранения санитарной одежды;

- отсутствие душевых насадок с гибким шлангом для ополаскивания посуды горячей водой на раковинах для мытья столовой посуды в буфетных;

- отсутствие теневых навесов на групповых площадках на участке;

- отсутствие изоляции групповых площадок на участке;

-  отсутствие  2-х комплектов наматрасников;

- не соответствует гигиеническим требованиям искусственная освещенность;

- отсутствие солнцезащитных устройств;

- отсутствие контроля за температурным режимом  в дошкольных группах;

- отсутствие производственных столов для разделки сырой птицы;

- использование столовой посуды с отбитыми краями, сколами, кухонной посуды с нарушенной целостностью эмали;

- нарушения хранения разделочного инвентаря;

- фактическое меню не соответствует утвержденному примерному меню, повторение одного и того же блюда;

- нарушение хранения сыпучих продуктов;

- отсутствие прибора для измерения влажности воздуха в кладовой для сыпучих продуктов;

 - отсутствие технологических карт;

- нарушения суммарных объемов блюд по приемам пищи;

- нарушение хранения на пищеблоке суточных проб;

- нарушения правил приема детей в дошкольную организацию после перенесенных заболеваний, а также отсутствия более 5 дней;

- нарушение сроков осмотра воспитанников на педикулез.

        

5. Общеобразовательные школы:

- дефекты отделки стен, потолка, покрытия пола в учебных и вспомогательных помещениях;

- несвоевременная замена неисправных ламп искусственного освещения, несвоевременная очистка светильников искусственного освещения;

- неисправность санитарно-технологического  оборудования в санузлах;

- отсутствие ограждающих устройств на отопительных приборах в спортивных залах;

- недостаточное количество инвентаря для уборки, отсутствие условий для хранения инвентаря для уборки;

- неисправность технологического и холодильного оборудования;

- недостаточное количество моющих средств для мытья посуды и уборки;

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность питьевой бутилированной воды;

- отсутствие душевых насадок с гибким шлангом для ополаскивания посуды горячей водой в моечных столовой и кухонной посуды;

- нарушение требований к обработке яиц;

- нарушение правил хранения, использования маркированного разделочного инвентаря;

- использование столовой посуды с отбитыми краями, сколами;

- отсутствие раковин для мытья рук персонала;

- не обеспеченность кладовых для сухих продуктов приборами для измерения температуры и относительной влажности воздуха;

- не обеспеченность кладовых подтоварниками для хранения овощей в таре;

- не обеспеченность работников пищеблоков достаточным количеством санитарной одежды, нарушение условий хранения верхней и санитарной одежды.

 

6. Медицинские организации:

- отсутствует специально выделенное помещение для стерилизации изделий медицинского назначения  – стерилизационная;

- отсутствует вентиляция с механическим побуждением, в стерилизационной (автоклавной) не выделены "чистые" и "грязные" зоны;

- мебель  с дефектами в гигиеническом покрытии, либо выполнена тканым материалом;

- нарушения требований к оборудованию медицинских кабинетов раковинами с подводкой холодной и горячей воды, в том числе резервными водонагревателями, с установкой смесителей с локтевым управлением, дозаторами с жидким антисептическим мылом и растворами антисептиков;

- дефекты напольного покрытия;

- недостаточное количество  уборочного инвентаря, нарушены требования к хранению и маркировке уборочного инвентаря;

- неэффективная работа механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования;

- отсутствие данных о дезинфекции систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования специализированной организацией (при регламентированной норме проведения указанных работ 1 раз в год);

- отсутствие вытяжной вентиляции с механическим побуждением из помещений санитарных узлов, помещений  хранения отходов;

- отсутствие резервных электроводонагревательных установок с подводкой воды к моечным ваннам в буфетных;

- отделка стен процедурных и кабинетов приема  неустойчивая к многократной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- отсутствие оптимальных условий микроклимата и воздушной среды в процедурных кабинетах;

- отсутствие  производственного контроля за загрязненностью химическими веществами воздушной среды;

отсутствие двухсекционных закрывающихся шкафов для раздельного хранения домашней и сменной одежды;

- отсутствие  отдельных емкостей для рабочих растворов дезинфекционных средств, необходимых для обработки различных объектов;

- несвоевременный текущий ремонт помещений;

- отсутствие емкостей (контейнеров) для отходов класса А, Б, Г.

- отсутствие контроля за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов, в том числе  количеством расходных материалов, средств малой механизации,;

- отсутствие условий для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения;

- несоответствие  набора и площади помещений, установленных гигиеническими нормативами;

- нарушения требований к наличию раздельных холодильников для хранения вакцин и лекарственных препаратов в прививочных кабинетах;

- нарушение требований к порядку предстерилизационной очистки, дезинфекции, стерилизации медицинских инструментов (непроведение контроля качества предстерилизационной очистки, несоблюдение инструкций на применяемые дезинфекционные средства, нарушение требований к организации контроля за стерилизацией инструментов);

- нарушение требований к порядку проведения генеральных уборок (несоблюдение периодичности их проведения, инструкций на применяемые дезинфекционные средства и  условий хранения уборочного инвентаря);

- несоответствие установленным требованиям объема и периодичности лабораторного производственного контроля (за качеством дезинфекции, стерилизации,проведением бактериологического контроля работы стерилизационного оборудования с применением бактериальных тестов после установки и ремонта оборудования);

- нарушения контроля температурного режима за соблюдением «холодовой цепи» при транспортировании и хранении иммунобиологических лекарственных препаратов в части отсутствия термоиндикаторов и оснащения термоконтейнеров термокартами;

- нарушения требований  к организации и проведению профилактических прививок детскому и взрослому населению;

- ненадлежащее обеспечение работников лечебно-профилактических организаций СИЗ и спецодеждой;

- ненадлежащий учет инфекционных заболеваний.

 

7. Промышленные предприятия:

- отсутствие утвержденных списков контингентов в соответствии со штатным расписанием, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;

- отсутствие производственного лабораторно-инструментального контроля за условиями труда работающих;

- отсутствие естественного освещения на рабочих местах;

- несоответствие обязательным требованиям по уровню искусственного освещения, электромагнитным полям, шума, вибрации;

- не своевременное проведение уборок производственных цехов;

- отсутствие вытяжной вентиляции;

- несоблюдение графика вывоза отходов производства;

- отсутствие средств индивидуальной защиты и спецодежды

 

8. Организации,  обеспечивающие водоснабжение населения:

- отсутствие проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- несоответствие требованиям гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды;

- отсутствие согласованных программ производственного контроля качества питьевой воды.

 

9. Организации, оказывающие парикмахерские услуги:

- отсутствиеподсобных, вспомогательных и бытовых помещений;

- неупорядоченное хранение инвентаря, мусора и остриженных волос;

- отсутствие централизованной стирки рабочей одежды;

- не организован сбор и хранение бактерицидных и люминесцентных ламп в упаковках, не организован их вывоз и утилизация, не заключен договор со специализированной организацией;

- не проводятся дератизационные и дезинсекционные мероприятия, договоры со специализированной организацией отсутствуют;

- не отработаны вопросы дезинфекции расчесок, щеток;

- отсутствие документов на оборудование, аппаратуру и материалы;

- отсутствие производственного контроля за условиями труда работников.

 

10. Управляющие компании многоквартирными жилыми домами:

         - несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов  с контейнерных площадок;

- затопление, захламление подвальных помещений;

- нарушение условий проживания в связи с повышенным уровнем шума от работы инженерного оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

 

Защита прав потребителей.

 

В 4 квартале 2017 года по вопросам защиты прав потребителей проверены хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги связи, образования, медицинские, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, а также предприятия торговли.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, выявлялись следующие типовые и массовые нарушения:

- несоблюдение требований технических регламентов  Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»  и «О безопасности продукции для детей и подростков» в части отсутствия обязательной информации о наименовании продукции, о наименовании изготовителя, о юридическом адресе изготовителя, о дате изготовления, отсутствие единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, не соответствующей требованиям по санитарно-химическим показателям;

- реализация контрафактных товаров, содержащих незаконное воспроизведение чужого товарного знака;

- реализация меховых изделий без маркировки контрольными (идентификационными)  знаками;

- реализация изделий без документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям и без сведений с  товарно-сопроводительной документации информации  об обязательном подтверждении соответствия товара согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании;

- нарушение правил продажи в части отсутствия полной и достоверной информации о продавце, ценников на реализуемые товары.

При проведении проверок за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции в 4 квартале 2017 года, основное количество нарушений связано с отсутствием со стороны продавцов контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной продукции.

Выявлялись нарушения требований технических регламентов в части продажи алкогольной продукции с истекшими сроками годности; без информации о дате изготовления, сроке годности продукции и без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.

В 4 квартале 2017 года  при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака»,выявлены следующие типичные нарушения:

- реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ общеобразовательных учреждений;

- реализации табачных изделий по цене выше, чем установлена производителем и указанная на пачке изделия;

- продажа сигарет в киосках;

- несоблюдение требований к знаку о запрете курения;

- курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах;

- продажа табачных изделий несовершеннолетним;

- выкладка и демонстрация сигарет в открытом доступе;

- продажа сигарет без акцизных марок;

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность табачной продукции;

- отсутствие контроля со стороны хозяйствующих субъектов за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В предприятиях оказывающих услуги общественного питаниявыявлены следующие нарушения обязательных требований:

-  до сведения потребителей не доводится информация о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе в отсутствие возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также сведений о пищевой ценности продукции общественного питания;

- в предприятиях общественного питания отсутствуют книги отзывов и предложений, либо они не предоставляются по первому требованию потребителя;

- Правила оказания услуг общественного питания в наглядной и доступной форме не доводятся исполнителем услуг  до сведения потребителей.

В сфере оказания платных медицинских услуг, основными нарушениями, выявленными в ходе проверок, явились:

- непредставление на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации предусмотренной Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства от 04.10.2012г. №1006;

- недоведение в доступном для потребителей месте информации об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг; о графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

- недоведение в договорах на оказание платных медицинских услуг информации об условиях предоставления платных медицинских услуг, сроках  предоставления и оплаты оказанных услуг;

- исполнитель в письменной форме не уведомляет потребителя (заказчика) о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника), предоставляющего платную медицинскую услугу.

- включение в договора на оказание платных медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей.

По результатам проверок в сфере оказания жилищно-коммунальных услугвыявлены нарушения:

- непредоставление потребителям необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах на досках объявлений в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации;

- недоведение в письменной форме информации об изменении тарифов на коммунальные ресурсы в установленный законом срок;

- несоблюдение обязательных требований к установлению размера платы потребителям за жилищно- коммунальные услуги;

- обсчет при  оплате коммунальной  услуги «содержание жилого помещения».

 

Основными причинами возникновения нарушений установленных требований по результатам проверок остаются:

 

- недостаточные знания требований нормативно-правовых актов и возможных последствий невыполнения обязательных требований ;

- прием на работу персонала, не имеющего соответствующей профессиональной и гигиенической подготовки;

- недостаточное выделение финансовых средств для обеспечения надлежащего содержания помещений, обеспечения технологических процессов, осуществления производственного контроля.

 

Возможные последствия невыполнения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области защиты прав потребителей:

- риск роста инфекционных заболеваний, в т.ч. вспышечной, увеличение случаев неинфекционных заболеваний (отравлений), в т.ч. среди детского населения, регистрация случаев профессиональных заболеваний;

- ухудшение качества реализуемых товаров и оказываемых населению услуг;

- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки  (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды,  почвы и др.).

В €целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей рекомендуется руководителям хозяйствующих субъектов необходимо осуществлять превентивные меры:

- Изучать требования санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, изменения и дополнения вносимые в нормативно-правовые акты.

- Осуществлять постоянное обучение персонала. При выявлении нарушений проводить инструктажи, аттестацию персонала на знание требований нормативных документов, вплоть до направления на повторное гигиеническое обучение.

- Обеспечивать системный контроль соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

- Внедрять системы менеджмента качества (ХАССП), проведение производственного контроля (внутренний аудит и самоконтроль).

-  Обеспечивать соответствие осуществляемых видов деятельности предъявляемым требованиям, в том числе, площадей, набора помещений и их содержания, оборудования, транспорта и пр.

Проведенный анализ выявленных нарушений послужит основой Плана реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требованийУправления Роспотребнадзора по Орловской области  на 2018 год.