«Назад

Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области за 2-й квартал 2018 года

   Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области  подготовлен в соответствии с:

- пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности» от 21.02.2017 №13(2);

- положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13 (2);

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

1. Обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации.

2. Обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов.

3. Снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований.

4. Совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций.

5. Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

1. Выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики Управления и их реализация.

2. Выявление проблем применения обязательных требований.

3. Выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению.

4. Формирование и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

5.  Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-  Законом Российской Федерации  от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

2.       Внедрение риск-ориентированного подхода.

Ключевым направлением реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2017 № 197, от 02.03.2017 № 245, от 30.03.2017 №360) в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008г.  № 294-ФЗ, с частью 2 статьи 2Федеральногозаконаот 13.07.2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности.

Для планирования контрольно-надзорных мероприятий организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска, обеспечен мониторинг за формированием и ведением перечня объектов государственного надзора.

Управлением создан региональный реестр субъектов и объектов надзора, на основе которого осуществляется планирование контрольно-надзорных мероприятий, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.

Ежегодный план плановых проверок на 2018 год сформирован с учетом риск - ориентированного подхода и содержит проверки субъектов предпринимательской деятельности и социальной сферы с высоким потенциальным риском причинения вреда.

 В план Управления на 2018 год включено 747 проверок, что 1,2% меньше по сравнению с 2017 годом (756 проверок). Количество объектов включенных в план проверок – 1473 (2017 г. -1455).

Плановые проверки в целях осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей в ежегодный план проверок на 2018 год не включены.

В соответствии с категориями риска, проверки Управления распределены следующим образом:

· чрезвычайно высокий риск3 субъекта/11объектов;2017г. - 1субъект/ 2 объекта

· высокий риск- 29 субъектов/127 объектов;2017г. - 131субъект/448 объектов

· значительный риск112 субъектов/197 объектов;2017г. - 328субъект/525 объектов

· средний риск490 субъектов/692 объекта;2017г. - 249субъектов/401 объект

· умеренный риск- 113 субъектов/113 объектов,2017г. - 47субъектов /79 объектов

В соответствии с классификацией в реестре субъектов (объектов) проверки низкого риска в план не включались.

В структуре проекта плана проверок на 2018 год по видам деятельности:

·  76,5%  - деятельность в сфере образования (579), 2017г. -75,5%(571)

·  8,2%-  деятельность в сфере здравоохранения (61), 2017г. -8,3%(63)

· 5,8%- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (43), 2017г. -5,9%(43)

· 4,2%- деятельность в сфере производства пищевой продукции, общественного питания и торговли пищевыми продуктами (30),2017г. -4,3%(33)

·  2,4%- деятельностьпромышленных предприятий (15),2017г. -3,3%(25)

·  1,98%-  деятельность в сфере сельского хозяйства (12),2017г. -0,9%(7)

·  0,4% -деятельность в сфере транспорта(3), 2017г. -0,3%(2)

·  0,7%- иные виды деятельности (4),2017г. -1,1%(8).

 

 В план проверок на 2018 год Управлением включено 63 субъекта малого предпринимательства, из них 48 субъектов малого предпринимательства, перечень и периодичность плановых проверок которых установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 года № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» и  15 субъектов малого предпринимательства,  в отношении которых вынесено вступившее в законную силу менее трех лет постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем их доля субъектов малого предпринимательства от всех плановых проверок 2018 года составляет 8,4%

- проверки субъектов  среднего предпринимательства составляют -  1,3% (10), в плане на 2017 год –   5,8% (44 ),

- проверки субъектов крупного бизнеса -  5,8%(43), в плане на 2017 год -6,6% (50).

3. Сведения о проведенных мероприятиях по контролю (надзору) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

За 2 квартал 2018 года  в рамках Федерального закона от 26.12.2008  №294-ФЗ Управлением проведено 702 проверки, что на 16,4% больше, чем во  2 квартале 2017года (603 проверки).

Проведено 387 плановых проверок (за аналогичный период 2017г. – 396), в 96,6% выявлены нарушения и приняты меры административного воздействия.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановые проверки ( всего - 315) проведены по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – 164 проверок или 42,3% от общего числа внеплановых проверок (2 кв.2017г. – 105 проверок или 47,9% от общего числа внеплановых проверок)

- поступление обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

–  возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан 5 проверок или 1,3 % в структуре внеплановых проверок (2 квартал 2017г. - 2 проверки или 0,9% в структуре внеплановых проверок);

–   нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» – проверка (2 квартал 2017 г. -13 проверок или 5,9 % в структуре внеплановых проверок);

- приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 142 проверки или 36,7% в структуре внеплановых проверок (2 квартал 2017г.– 99 проверок или 45,2 % в структуре внеплановых проверок).

Должностные лица  Управления области приняли участие в 15 мероприятиях, организованных органами прокуратуры (во 2 квартале 2017г. - 32), провели 6 санитарно-эпидемиологических расследований случаев возникновения инфекционных заболеваний  (2 квартал 2017г. - 3) и 67 административных расследований (2 квартал 2017г. - 142).

Проведено 34 проверки в отношении органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не проводились.

Результаты проведенных проверок показали, что 82% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены проверки, допустили нарушения действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (в 2 квартале 2017г. – 78,1 %).

По результатам проведенных проверок должностными лицами Управления за 2 квартал 2018 года хозяйствующим субъектам выдано 604 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований:

- законодательства о защите прав потребителей – 159;

- законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии – 442.

С целью снижения административного давления на бизнес  Управлением  проводится анализ информационных материалов, представленных хозяйствующими субъектами по результатам выполненных предписаний по устранению выявленных нарушений и на основании фотоматериалов, других документов, объективно подтверждающих  выполнение предложений, принимается решение о снятии с контроля выданного предписания.

Таким образом,  за 2 квартал 2018 года снято с контроля 97 предписаний (15% от числа выданных) и соответственно не проводилось 97  внеплановых проверок  по контролю их исполнения.

Организовано предварительное проведение инструментальных и лабораторных исследований в  жилых помещениях на основании обращений граждан, без взаимодействия с  юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, что позволило снизить число административных расследований  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целях реализации полномочий предоставленных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Управлением  Роспотребнадзора по Орловской области за 1 квартал 2018 года выдано  84 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, из них:

• О недопустимости нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия – 64 предостережения;

• О недопустимости нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей – 20 предостережения.

По результатам проведенных Управлением проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей должностными лицами выявлено 1 403 административных правонарушения, по которым составлены протоколы.

Административные правонарушения квалифицировались по 43 составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Анализ правоприменительной практики показывает, что структура выявленных правонарушений практически не изменилась. Так, должностными лицами Управления наибольшее количество дел возбуждено за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3, 6.4, 6.5 6.6, 6.7 ч.1, 6.7 ч.2, 8.2, 8.5, 8.42) – 844 дела (60,2%);

– за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, включая непредставление субъектами, оказывающими различного рода услуги, а также реализующими товары, информации, необходимость предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также нарушение ими правил продажи отдельных видов товаров, включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих права потребителей составлен 201 протокол об административном правонарушении, что составляет 14,3% от общего количества выявленных Управлением административных правонарушений;

– нарушения законодательства о техническом регулировании и маркировки (статья 14.43 14.44, 14.45, 14.46, 15.12 КоАП РФ) составляют 11,7% (164 протокола) от общего количества выявленных административных правонарушений;

– за нарушения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе за продажу табачной продукции на расстоянии менее 100м. от образовательных учреждений, за курение табака не в установленных местах, а также за отсутствие знака о запрете курения составлено 66 протоколов об административных правонарушениях (4,7%) (статья 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53 КоАП РФ);

– более 0,5% правонарушений выявлено в области продажи продукции, свободная реализация которой запрещена или ограничена (14.2 КоАП РФ);

– нарушения, связанные с неисполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности предусмотренной законами, а также требований должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Орловской области составляют 8,6% от общего количества выявленных правонарушений (ст. 17.7, 19.5, ст. 19.6, ст. 19.6, ст. 20.25 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Управления вынесено 1202 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности:

• 266 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения;

• 936 постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа.

Сумма наложенных административных штрафов составила 4 804,3 млн. рублей.

В тоже время Управлением при назначении административных наказаний применяются положения законодательства в отношении субъектов малого бизнеса – за впервые совершенные правонарушения, при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, назначаются наказания в виде предупреждения, а не административные штрафы.

Так, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения применялась более чем в  50% случаев.

Кроме того, в случае если санкции статей особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривали наказание в минимальном размере 100,0 тыс. рублей для юридических лиц и 50,0 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей (должностных лиц)  должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области, уполномоченными на рассмотрение дел об административных правонарушениях, в порядке ст. 4.1 КоАП РФ в 85% случаев назначались наказания менее минимального размера, установленного соответствующей санкцией.

В суды для рассмотрения по подведомственности направлено 197 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, направленных Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в суды в 99,9% случаев вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Так, судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено:

– 36 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;

– 63 постановления  о назначении административного наказания в виде административного штрафа;

– 28 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения;

– 7 постановлений о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

Судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено административных штрафов на сумму более 500 000 рублей.

Отделом эпидемиологического надзора Управления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  медицинские услуги во 2 квартале 2018 года проведено 49 проверок.

Основные нарушения требований законодательства,  выявленные в медицинских организациях при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- не своевременное проведение ремонтных работ помещений медицинской организации;

- нарушения требований к оснащению прививочных кабинетов холодильным оборудованием (раздельным для хранения вакцин и лекарственных препаратов), недостаточное оснащение термоиндикаторами;

- нарушение требований к порядку предстерилизационной очистки, дезинфекции, стерилизации медицинских инструментов (не проведение контроля качества предстерилизационной очистки в необходимом объеме, несоблюдение инструкций на применяемые дезинфекционные средства, нарушение требований к организации контроля за стерилизацией инструментов);

- нарушение требований к порядку проведения генеральных уборок (несоблюдение периодичности их проведения, инструкций на применяемые дезинфекционные средства);

- несоответствие установленным требованиям объема и периодичности лабораторного производственного контроля (за качеством дезинфекции, стерилизации, проведением бактериологического контроля работы стерилизационного оборудования с применением бактериальных тестов после установки и ремонта оборудования);

- нарушения требований к организации и проведению профилактических прививок детскому и взрослому населению, в том числе сотрудникам медицинских организаций; ненадлежащее ведение медицинской документации при организации иммунизации;

- ненадлежащий учет инфекционных заболеваний;

- нарушения при обращении с медицинскими отходами.

Основные нарушения требований законодательства,  выявленные в медицинских кабинетах образовательных учреждений области, при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- не соблюдение порядка обследования детей  на инфекционные и паразитарные заболевания (нарушается периодичность осмотра детей на педикулез, обследований на энтеробиоз, проведения туберкулинодиагностики);

- осуществление допуска детей, отсутствовавших более 5 дней, и детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в образовательную организацию без справки от врача;

- отсутствие сведений о проведении профилактических прививок у персонала образовательных организаций.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенным отделом санитарного надзора Управления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлялись следующие основные нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования:

Дошкольные образовательные организации:

- дефекты покрытия стен, пола, потолка, следы от протечек кровли;

- недостаточно раскладушек для дневного сна детей, не упорядочено их хранение и хранение мешков со спальными принадлежностями;

- световые проемы не оборудованы солнцезащитными устройствами;

 - не оборудованы ограждающие устройства отопительных приборов;

- отсутствуют теневые навесы для защиты детей во время прогулок от солнца и ненастья:

- в туалетных дошкольных групп установлены унитазы для взрослых;

- работники пищеблока недостаточно обеспечены санитарной одеждой, не упорядочено хранение верхней и санитарной одежды работников пищеблока;

 - контейнер для сбора твердых бытовых отходов не имеет крышки;

-  используется посуда для  готовой пищи с поврежденной эмалью;

- с нарушением требований заполняются журналы бракеража скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок;  журналы бракеража готовой продукции;

-  суммарный  объем блюд по приемам пищи  не соответствует рекомендуемым нормам;

- снижено качество проведения уборок помещений, нарушение правил хранения уборочного инвентаря, ;

- отсутствие контроля за температурным режимом в спальне;

- расстановка кроватей не обеспечивает свободный проход детей между кроватями.

Общеобразовательные организации:

-дефекты покрытия стен производственных помещений пищеблока, учебных помещений, следы от протечек кровли;

- нарушаются правила хранения уборочного инвентаря;

- производственные столы на пищеблоке не имеют покрытия, устойчивого к действию моющих и дезинфицирующих средств,  и не отвечают требованиям безопасности  для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

- моечные ванны для мытья столовой посуды не имеют маркировки объемной вместимости, не обеспечены пробками;

- решетки для просушивания посуды проржавели, что не позволяет осуществлять их качественную обработку;

-недостаточно стеллажей для хранения кухонной посуды;

- учебная мебель (ученические столы и стулья)  с дефектами;

- нарушение условий хранения пищевых продуктов;

- остекление выполнено не из цельного стеклополотна;

- поверхность матов, мячей с дефектами;

- отсутствие смесителей на моеных ванных;

- в санитарных узлах отсутствуют рядом с раковинами электро-или бумажные полотенца;

-  дефекты подоконников и откосов окон;

- на раздаче столовая посуда в непросушенном виде (тарелки со следами воды)

Организации отдыха детей и их оздоровления:

-не своевременный вывоз твердых бытовых отходов, несвоевременное проведение окоса территории;

-несоответствие качества питьевой водопроводной воды гигиеническим требованиям;

-нарушения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию помещений, некачественное проведение текущих уборок;

-несоблюдение условий хранения пищевых продуктов;

-прием продуктов питания без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

-нарушения требований к мытью посуды и обработке инвентаря на пищеблоках;

-нарушение требований к ведению документации по организации питания детей;

Жилищно-коммунальные предприятия:

-затопление подвального помещения и технического подполья жилых многоквартирных домов;

-захламление и загрязнение подвального помещения и технического подполья жилых многоквартирных домов различным мусором;

-несвоевременное проведение дератизационных мероприятий в помещениях, относящихся к общедомовому имуществу;

-нарушение требований к оборудованию контейнерных площадок, нарушение графика вывоза твердых коммунальных отходов;

-размещение отходов в несанкционированных местах;

-отсутствие проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

-отсутствие ограждения 1 пояса зон санитарной охраны;

-несоответствие качества питьевой воды, подаваемой населению.

Предприятия пищевой промышленности:

- нарушение требований, предъявляемых к санитарно-техническому состоянию помещений, оборудования, инвентаря и тары;

-нарушение требований, предъявляемых к устройству и содержанию производственных помещений;

- нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции;

-нарушение правил личной гигиены персонала;

-несоблюдение принципов ХАССП в части обеспечения документирования информации о контролируемых этапах технологических операций.

Предприятия общественного питания:

- реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности;

- реализация пищевой продукции без маркировки;

- нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции;

- нарушение требований, предъявляемых к санитарно-техническому состоянию помещений, оборудования, инвентаря и тары;

-нарушение требований, предъявляемых к уровню звукового давления в производственных помещениях-нарушение правил личной гигиены персонала;

-нарушение требований, предъявляемых к вывеске;

- отсутствие программы производственного контроля;

-при размещении на 1-х этажах жилых домов отсутствие автономной системы вентиляции;

Предприятия торговли пищевыми продуктами:

- реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности;

- реализация пищевой продукции без маркировки;

-нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции;

-нарушение требований, предъявляемых к санитарно-техническому состоянию помещений, оборудования, инвентаря и тары;

-нарушение требований, предъявляемых к устройству и содержанию производственных помещений;

-нарушение требований, предъявляемых к транспортировке пищевой продукции;

- нарушение правил личной гигиены персонала;

- нарушение требований, предъявляемых к знаку о запрете курения

- нарушение требований, предъявляемых к вывеске.

Аптеки:

-отсутствие программы производственного контроля;

-нарушение условий хранения и реализации БАД (без маркировки);

- нарушение правил личной гигиены персонала.

Промышленные предприятия:

-отсутствие утвержденных санитарно-защитных зон;

-не проведение производственного контроля за условиями труда работающих;

-отсутствие согласованных программ контроля за качеством атмосферного воздуха на границе жилой застройки.

Во 2 квартале 2018 года по вопросам защиты прав потребителей проверены хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю пищевыми продуктами и продукцией легкой промышленности, оказывающие финансовые, туристские, жилищно-коммунальные, бытовые  услуги и услуги общественного питания.

Основными нарушениями, выявленными при проведении проверок деятельности объектов торговли явились:

- отсутствие на товарах полной информации об изготовителе и месте его нахождения, импортере, дате изготовления;

- реализация товаров несоответствующих обязательным требованиям по качеству; с истекшими сроками годности; отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;

- нарушения требований действующего законодательства к оформлению ценников на  реализуемый товар;

- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;

- нарушения требований технических регламентов Таможенного союза (продажа товаров без маркировки, предусмотренной ТР ТС или с нечитаемой маркировкой, что не позволяет потребителю получить в полном объеме информацию о производителе, дате изготовления, характеристиках товара);

- не выполнение в срок предписаний об устранении выявленных нарушений.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, выявлялись следующие типовые и массовые нарушения:

- несоблюдение требований технических регламентов  Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»  и «О безопасности продукции для детей и подростков» в части отсутствия обязательной информации о наименовании продукции, о наименовании изготовителя, о юридическом адресе изготовителя, о дате изготовления, отсутствие единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;

- реализация изделий без документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям и без сведений с  товарно-сопроводительной документации информации  об обязательном подтверждении соответствия товара согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании;

- нарушение правил продажи в части отсутствия полной и достоверной информации о продавце, ценников на реализуемые товары.

При проведении проверок за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции  во  2 квартале 2018 года, основное количество нарушений связано с отсутствием со стороны продавцов контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной продукции. Выявлялись нарушения требований технических регламентов в части продажи алкогольной продукции с истекшими сроками годности, с нарушением требований по маркировке и без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.

Во 2 квартале 2018 года  при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака», выявлены следующие типичные нарушения:

- реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ общеобразовательных учреждений;

- несоблюдении требований к знаку о запрете курения;

- курение табака на  рабочих местах и в рабочих зонах;

- выкладка и демонстрация сигарет в открытом доступе;

- продажа сигарет без акцизных марок Российской Федерации;

- отсутствие контроля со стороны хозяйствующих субъектов за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В предприятиях оказывающих услуги общественного питания выявлены следующие нарушения обязательных требований:

-  до сведения потребителей исполнителем услуг не доводится информация о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг общественного питания, а также сведений размещенных на вывески о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес), типе, классе и режиме работы.

Во 2 квартале 2018 года в ходе проведения анализа договоров купли - продажи товаров и оказания различного вида возмездных услуг типичными явились нарушения, связанные с включением в договор условий ущемляющих права потребителей, установленных законодательными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Данные правонарушения были выявлены при рассмотрении обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей  в сфере оказания финансовых, бытовых и  туристских услуг.

К основным условиям, ущемляющим установленные законом права потребителей, при оказании услуг и выполнении работ относятся:

- исполнитель освобождается от ответственности за не предоставление информации, предусмотренной законодательством;

- односторонние изменение исполнителем стоимости договора;

- уменьшение размера неустойки, предусмотренной Законом Российской Федерации  от   07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

- расторжение исполнителем договора в одностороннем порядке;

- возлажение  ответственности за исполнение договора на третьих лиц;

- взыскание штрафных санкций при расторжении договора с потребителем;

- включение в обязанности потребителя действий не предусмотренных законодательством;

- ограничение ответственности исполнителя за сохранность имущества потребителя;

- отказ от возмещении вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуги;

- уменьшение срока исполнения работ (оказания услуг) по договору;

- одностороннее изменение исполнителем существенных условий договора;

-  рассмотрение исковых заявлений в суде по месту нахождения исполнителя.

    В целях обеспечения реализации принципов  гласности, открытости и доступности  информации о деятельности на официальном сайте Управления размещается информация «Для предпринимателей», а также сведения о результатах проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушениях, принятых мерах административного воздействия, мониторинге судебных решений.

Управлением реализуются соглашения о взаимодействии с Уполномоченным по защите прав предпринимателей, региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палатой, региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей».

С учетом предложений предпринимательского сообщества, Управлением  вручаются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории малого и среднего бизнеса информационные письма с разъяснением их прав, предусмотренных   ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  вместе с распоряжением на проведение проверок.

В 2018 году в Управлении утвержден План реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (далее- План), при разработке которого были учтены мнения общественных организаций и объединений.

В соответствии с Планом на базе Управления  организованы и проведены   тематические семинары с бизнес сообществом  по вопросам реализации требований санитарного законодательства, технических регламентов Таможенного Союза, законодательства о защите прав потребителей:

 - семинар с турагентами,

- с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения и образования,

- с производителями пищевой продукции,

‑ организациями общественного питания по вопросам,  связанным с применением технических регламентов, внедрением процедур, основанных на принципах ХАСCП.