«Назад

Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области за 1-й квартал 2018 года

  Доклад по результатам правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Орловской области  подготовлен в соответствии с:

- пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности» от 21.02.2017 №13(2);

- положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13 (2);

 

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

 

1.   Обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации.

2.   Обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов.

3.   Снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований.

4. Совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций.

5.   Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

 

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

1. Выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики Управления и их реализация.

2.   Выявление проблем применения обязательных требований.

  • Выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению.
  • Формирование и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
  • Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Работа Управления Роспотребнадзора по Орловской области (далее - Управление)  в текущем году осуществляется в соответствии с Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора и направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, защиту прав потребителей как одного из условий повышения уровня и качества жизни граждан, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, реализацию Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в части компетенции Роспотребнадзора.

Государственные функции, возложенные на Управление, осуществляет 101 государственный гражданский служащий. Обеспечивает проведение федерального государственного надзора  аккредитованный Испытательно - лабораторный центр  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

Ежегодный план плановых проверок на 2018 год сформирован с учетом риск - ориентированного подхода и содержит проверки субъектов предпринимательской деятельности и социальной сферы с высоким потенциальным риском причинения вреда.

В план Управления на 2018 год включено 747 проверок, что 1,2% меньше по сравнению с 2017 годом (756 проверок). Количество объектов включенных в план проверок – 1473 (2017 г. -1455).

Плановые проверки  в целях осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей в ежегодный план проверок на 2018 год не включены.

В соответствии с категориями риска, проверки Управления распределены следующим образом:

· чрезвычайно высокий риск3 субъекта/11 объектов; 2017г. - 1 субъект/ 2 объекта

· высокий риск- 29 субъектов/127 объектов;2017г. - 131 субъект/448 объектов

· значительный риск112 субъектов/197 объектов; 2017г. - 328 субъект/525 объектов

·средний риск490 субъектов/692 объекта;2017г. - 249 субъектов/401 объект

· умеренный риск- 113 субъектов/113 объектов, 2017г. - 47 субъектов /79 объектов

В соответствии с классификацией в реестре субъектов (объектов) проверки низкого риска в план не включались.

В структуре проекта плана проверок на 2018 год по видам деятельности:

·    76,5%  - деятельность в сфере образования (579), 2017г. -75,5%(571)

·    8,2%-  деятельность в сфере здравоохранения (61), 2017г. -8,3%(63)

·  5,8%- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (43), 2017г. -5,9%(43)

·  4,2%- деятельность в сфере производства пищевой продукции, общественного питания и торговли пищевыми продуктами (30),2017г. -4,3%(33)

·   2,4%- деятельностьпромышленных предприятий (15),2017г. -3,3%(25)

·   1,98%-  деятельность в сфере сельского хозяйства (12),2017г. -0,9%(7)

·   0,4% -деятельность в сфере транспорта(3), 2017г. -0,3%(2)

·   0,7%- иные виды деятельности (4),2017г. -1,1%(8).

 

    В план проверок на 2018 год Управлением включено 63 субъекта малого предпринимательства, из них 48 субъектов малого предпринимательства, перечень и периодичность плановых проверок которых установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 года № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» и    15 субъектов малого предпринимательства,  в отношении которых вынесено  вступившее в законную силу менее трех лет постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем их доля субъектов малого предпринимательства от всех плановых проверок 2018 года составляет 8,4%

- проверки субъектов  среднего предпринимательства составляют -  1,3% (10), в плане на 2017 год –   5,8% (44 ),

- проверки субъектов крупного бизнеса -  5,8%(43), в плане на 2017 год -6,6% (50).

За 1 квартал 2018 года в рамках Федерального закона от 26.12.2008  №294-ФЗ Управлением проведено 385 проверок, что на 4,3% больше, чем в  1 квартале 2017года (367 проверок).

Проведено 110 плановых проверок (за аналогичный период 2017г. – 120), в 99,1% выявлены нарушения и приняты меры административного воздействия.

Внеплановые выездные проверки в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ случаях проводились после согласования с органами прокуратуры,  в 100 % случаев органами прокуратуры вынесены решения о согласовании 2 внеплановых проверок.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановые проверки ( всего - 275) проведены по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – 119 проверок или 43,3% от общего числа внеплановых проверок (2017г. – 80 проверок или 32,4% в структуре внеплановых проверок)

- поступление обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

–  возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан 5 проверок или 1,8 % в структуре внеплановых проверок;

–  нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» – 1 проверка;

- приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 149 проверок или 54,2 % в структуре внеплановых проверок (в 1 квартале 2017г.– 152 проверок или 61,5% в структуре внеплановых проверок).

Должностные лица  Управления области приняли участие в 4 мероприятиях, организованных органами прокуратуры (в 1 квартале 2017г. - 27), провели  63 административных расследования (в 1 квартале 2017г. - 51).

Проверки в отношении органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не проводились.

Результаты проведенных проверок показали, что 80% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены проверки, допустили нарушения действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (в 1 квартале 2017г. – 78,7 %), должностными лицами Управления выявлено  809  административных правонарушений.

По результатам проведенных проверок должностными лицами Управления за 1 квартал 2018 года хозяйствующим субъектам выдано 358 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований:

- законодательства о защите прав потребителей – 86;

- законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии – 272.

В целях реализации полномочий предоставленных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ Управлением  Роспотребнадзора по Орловской области за 1 квартал 2018 года выдано  69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из них:

• О недопустимости нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия – 45 предостережения;

• О недопустимости нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей – 24предостережения.

Административные правонарушения квалифицировались по 50 составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Управления вынесено 786 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности:

• 231 постановление о назначении наказания в виде предупреждения;

• 555 постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа.

Сумма наложенных административных штрафов составила 3 753,9 млн. рублей.

В тоже время Управлением при назначении административных наказаний применяются положения законодательства в отношении субъектов малого бизнеса – за впервые совершенные правонарушения, при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, назначаются наказания в виде предупреждения, а не административные штрафы.

С введением Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статьи 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа, в 52% случаев административное наказание в виде штрафа заменялось на предупреждение.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в 1 квартале 2018 года должностными лицами Управления наибольшее количество дел возбуждено за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3, 6.4, 6.5 6.6, 6.7 ч.1, 6.7 ч.2, 8.2, 8.5) – 421 дел (47%);

– за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, включая непредставление субъектами, оказывающими различного рода услуги, а также реализующими товары, информации, необходимость предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также нарушение ими правил продажи отдельных видов товаров, включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих права потребителей составлены 243 протокола об административных правонарушениях, что составляет 27% от общего количества выявленных Управлением административных правонарушений;

– нарушения законодательства о техническом регулировании (статья 14.43 14.44, 14.45, 14.46, 15.12 КоАП РФ) составляют 18,2% (163 протокола) от общего количества выявленных административных правонарушений;

– за нарушения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе за продажу табачной продукции на расстоянии менее 100м. от образовательных учреждений, за курение табака не в установленных местах, а также за отсутствие знака о запрете курения составлено 65 протоколов об административных правонарушениях (7,2%) (статья 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53 КоАП РФ);

– более 0,3% правонарушений выявлено в области продажи продукции, свободная реализация которой запрещена или ограничена (14.2 КоАП РФ).

В 1 квартале 2018 года в суды для рассмотрения по подведомственности направлено 204 дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, направленных Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в суды в 100% случаев вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Так,  судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено:

– 19  постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;

– 38 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа;

– 41 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения;

– 10 постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

Судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено административных штрафов на сумму более 500 000 рублей.

Отделом эпидемиологического надзора Управления  в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  медицинские услуги в 1 квартале 2018 года проведено 22 проверки.

Основные нарушения требований законодательства,  выявленные в лечебно-профилактических организациях при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- не своевременное проведение ремонтных работ помещений медицинской организации;

- использование мебели с дефектами отделки, не позволяющими провести влажную обработку с использованием моющих и дезинфицирующих средств;

- нарушения требований к оборудованию медицинских кабинетов резервными водонагревателями, раковинами с подводкой холодной и горячей воды, с установкой смесителей с локтевым управлением, дозаторами с жидким антисептическим мылом и растворами антисептиков;

- нарушения требований к оснащению прививочных кабинетов холодильным оборудованием (раздельным для хранения вакцин и лекарственных препаратов), недостаточное оснащение термоиндикаторами;

- нарушение требований к порядку предстерилизационной очистки, дезинфекции, стерилизации медицинских инструментов (не проведение контроля качества предстерилизационной очистки, несоблюдение инструкций на применяемые дезинфекционные средства, нарушение требований к организации контроля за стерилизацией инструментов);

- нарушение требований к порядку проведения генеральных уборок (несоблюдение периодичности их проведения, инструкций на применяемые дезинфекционные средства и  условий хранения уборочного инвентаря);

- несоответствие установленным требованиям объема и периодичности лабораторного производственного контроля (за качеством дезинфекции, стерилизации, проведением бактериологического контроля работы стерилизационного оборудования с применением бактериальных тестов после установки и ремонта оборудования);

- нарушения требований к организации и проведению профилактических прививок детскому и взрослому населению, в том числе сотрудникам медицинских организаций; ненадлежащее ведение медицинской документации при организации иммунизации;

- ненадлежащий учет инфекционных заболеваний;

- нарушения при обращении с медицинскими отходами.

Основные нарушения требований законодательства,  выявленные в медицинских кабинетах образовательных учреждений области, при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- не соблюдение порядка обследования детей  на инфекционные и паразитарные заболевания (нарушается периодичность осмотра детей на педикулез, обследований на энтеробиоз, проведения туберкулинодиагностики);

- осуществление допуска детей, отсутствовавших более 5 дней, и детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в образовательную организацию без справки от врача;

- отсутствие сведений о проведении профилактических прививок у персонала образовательных организаций;

- нарушение требований к порядку проведения генеральных уборок (неиспользование моющего компонента при проведении генеральных уборок, несоблюдение периодичности их проведения, использование дезинфицирующих средств с заниженной концентрацией, а также без соблюдения инструкций на применяемые дезинфекционные средства).

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенным отделом санитарного надзора Управления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлялись следующие основные нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования:

Дошкольные образовательные организации:

- дефекты стен, пола, потолка, следы от протечек кровли, признаки поражения грибком;

- недостаточно раскладушек для дневного сна детей, не упорядочено их хранение и хранение мешков со спальными принадлежностями;

- световые проемы не оборудованы солнцезащитными устройствами;

 - не оборудованы ограждающие устройства отопительных приборов;

- отсутствуют теневые навесы для защиты детей во время прогулок от солнца и ненастья:

- в туалетных дошкольных групп установлены унитазы для взрослых;

 - работники пищеблока недостаточно обеспечены санитарной одеждой, не упорядочено хранение верхней и санитарной одежды работников пищеблока;

 - контейнер для сбора твердых бытовых отходов не имеет крышки;

-  используется посуда для  готовой пищи с поврежденной эмалью;

- хранение сухих сыпучих продуктов в кладовой  осуществляется  без маркировочных ярлыков;

- с нарушением требований заполняются журналы бракеража скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок;  журналы бракеража готовой продукции;

- фактический рацион питания  не соответствует утвержденному примерному меню;

-  суммарный  объем блюд по приемам пищи  не соответствует рекомендуемым нормам;

- нарушаются правила хранения уборочного инвентаря;

- отсутствие контроля за температурным режимом в спальне;

-  дефекты подоконников и откосов окон;

- спортивный инвентарь (модули) в дефектах;

- расстановка кроватей не обеспечивает свободный проход детей между кроватями.

- отсутствие маркировочных ярлыков на овощи;

- не соблюдались правила приготовления овощей (находились заранее начищенные овощи);

- остекление выполнено не из цельного стеклополотна.

 

Общеобразовательные организации:

- нарушаются правила хранения уборочного инвентаря;

- производственные столы на пищеблоке не имеют покрытия, устойчивого к действию моющих и дезинфицирующих средств,  и не отвечают требованиям безопасности  для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

-  отсутствуют подтоварники для хранения овощей в таре;

- моечные ванны для мытья столовой посуды не имеют маркировки объемной вместимости, не обеспечены пробками;

- решетки для просушивания посуды проржавели, что не позволяет осуществлять их качественную обработку;

- отсутствует стеллаж для хранения кухонной посуды, отсутствует шкаф для хранения столовой посуды;

- отсутствуют отдельные промаркированные подносы для  чистой и использованной стеклянной посуды для организации питьевого режима питьевой водой, расфасованной в емкости;

- контейнер для сбора твердых бытовых отходов не имеет крышки;

- дефекты стен, пола, потолка, следы от протечек кровли, признаки поражения грибком;

- учебная мебель (ученические столы и стулья)  с дефектами;

- нарушение условий хранения пищевых продуктов;

- остекление выполнено не из цельного стеклополотна;

- поверхность матов, мячей с дефектами;

- нарушено покрытие обеденных столов, скамеек;

- отсутствие стеллажей для хранения пищевых продуктов (сыпучих);

- отсутствие гибкого шланга с душевой насадкой для мытья столовой посуды;

- использование емкости для готовой продукции без нанесения маркировки; 

- отсутствие паспортных характеристик (сведений о поверке) технологического оборудования;

- в санитарных узлах отсутствуют рядом с раковинами электро-или бумажные полотенца;

-  дефекты подоконников и откосов окон;

- нарушения при составлении дневного заборного листа (отсутствует дата составления дневного заборного листа);

- на раздаче столовая посуда в непросушенном виде (тарелки со следами воды)

Жилищно-коммунальные предприятия:

- затопление подвального помещения и технического подполья жилых многоквартирных домов;

- захламление и загрязнение подвального помещения и технического подполья жилых многоквартирных домов различным мусором.

Предприятия общественного питания:

- рреализация пищевой продукции с истекшим сроком годности;

 - реализация пищевой продукции без маркировки;

 - нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции;

  - нарушение требований, предъявляемых к санитарно-техническому состоянию помещений, оборудования, инвентаря и тары;

 - нарушение требований, предъявляемых к уровню звукового давления в производственных помещениях;

 - нарушение правил личной гигиены персонала;

 - нарушение требований, предъявляемых к вывеске

Предприятия торговли пищевыми продуктами:

- реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности;

- реализация пищевой продукции без маркировки;

- нарушение условий хранения и реализации пищевой продукции;

- нарушение требований, предъявляемых к санитарно-техническому состоянию помещений, оборудования, инвентаря и тары

- нарушение требований, предъявляемых к фасовке пищевой продукции;

- нарушение требований, предъявляемых к водоснабжению и канализации;

- нарушение требований, предъявляемых к микроклимату производственных помещений;

- нарушение требований, предъявляемых к устройству и содержанию производственных помещений;

- нарушение требований, предъявляемых к транспортировке пищевой продукции;

- нарушение правил личной гигиены персонала;

- нарушение требований, предъявляемых к знаку о запрете курения

- нарушение требований, предъявляемых к вывеске.

Аптеки:

 - отсутствие программы производственного контроля;

-  нарушение условий хранения и реализации БАД (без маркировки, с истекшим сроком годности);

- нарушение правил личной гигиены персонала;

-  нарушение требований, предъявляемых к вывеске.

В 1 квартале 2018 года  по вопросам защиты прав потребителей проверены хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю пищевыми продуктами и продукцией легкой промышленности, оказывающие бытовые, медицинские, жилищно-коммунальные услуги, услугиобщественного питания.

Основными нарушениями,  выявленными при проведении проверок деятельности  объектов торговли явились:

- отсутствие на товарах полной информации об изготовителе и месте его нахождения, импортере, дате изготовления;

- реализация товаров несоответствующих обязательным требованиям по качеству; с истекшими сроками годности; отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;

- нарушения требований действующего законодательства к оформлению ценников на  реализуемый товар;

- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;

- нарушения требований технических регламентов Таможенного союза (продажа товаров без маркировки, предусмотренной ТР ТС или с нечитаемой маркировкой, что не позволяет потребителю получить в полном объеме информацию о производителе, дате изготовления, характеристиках товара);

- не выполнение в срок предписаний об устранении выявленных нарушений.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, выявлялись следующие типовые и массовые нарушения:

- несоблюдение требований технических регламентов  Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»  и «О безопасности продукции для детей и подростков» в части отсутствия обязательной информации о наименовании продукции, о наименовании изготовителя, о юридическом адресе изготовителя, о дате изготовления, отсутствие единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, не соответствующей требованиям по санитарно-химическим показателям;

- реализация контрафактных товаров, содержащих незаконное воспроизведение чужого товарного знака;

- реализация меховых изделий без маркировки контрольными (идентификационными)  знаками;

- реализация изделий без документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям и без сведений с  товарно-сопроводительной документации информации  об обязательном подтверждении соответствия товара согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании;

- нарушение правил продажи в части отсутствия полной и достоверной информации о продавце, ценников на реализуемые товары.

При проведении проверок за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции в 1 квартале 2018 года, основное количество нарушений связано с отсутствием со стороны продавцов контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной продукции. Выявлялись нарушения требований технических регламентов в части продажи алкогольной продукции с истекшими сроками годности, с нарушением требований по маркировке и без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.

В 1 квартале 2018 года  при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака»,выявлены следующие типичные нарушения:

- реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ общеобразовательных учреждений;

- несоблюдении требований к знаку о запрете курения;

- курение табака на детских площадках, на  рабочих местах и в рабочих зонах;

- выкладка и демонстрация сигарет в открытом доступе;

- продажа сигарет без акцизных марок;

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность табачной продукции;

- отсутствие контроля со стороны хозяйствующих субъектов за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В предприятиях оказывающих услуги общественного питаниявыявлены следующие нарушения обязательных требований:

-  до сведения потребителей исполнителем услуг не доводится информация о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг общественного питания, а также сведений размещенных на вывески о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес), типе, классе и режиме работы.

В 1 квартале 2018 года по результатам рассмотрения материалов проверок, направленных Управлением  Роспотребнадзора по Орловской области государственной жилищной инспекции Орловской области в отношении 2-х управляющих компаний и одной энергоснабжающей компании установлены нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в  не соблюдении обязательных требований к установлению размера платы за жилищно- коммунальные услуги.

В ходе проведения анализа договоров купли - продажи товаров и оказания различного вида возмездных услуг в отчетном периоде типичными являются нарушения, связанные с включением в договор условий ущемляющих права потребителей, установленных законодательными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Данные правонарушения в 1 квартале 2018 года были выявлены при рассмотрении обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей  в сфере оказания бытовых, туристских, платных медицинских и риэлтерских услуг.

К основным условиям, ущемляющим установленные законом права потребителей, при оказании услуг и выполнении работ относятся:

- односторонние изменение исполнителем стоимости договора;

- уменьшение размера неустойки, предусмотренной Законом Российской Федерации  от   07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

- уменьшение срока исполнения работ (оказания услуг) по договору;

- одностороннее изменение исполнителем существенных условий договора;

-  рассмотрение исковых заявлений в суде по месту нахождения исполнителя.

    В первом квартале 2018 года в Управление Роспотребнадзора по Орловской области  и территориальные отделы поступило 1 138 обращений, что на 2,1% больше чем за аналогичный период прошлого года (2017г. -1113 обращений). Удельный вес письменных обращений  составляет 63,8% или 726 обращений  и 36,2% или 412 обращений - устных. Через официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Орловской области поступило 131 обращение и 157 обращений поступили по электронной почте. Показатель активности населения в 1 квартале 2018 года составил 15,1 обращений на 10 000 граждан.Наибольший удельный вес вопросов, с которыми граждане обратились в Управление Роспотребнадзора по Орловской области в 1 квартале текущего года,  по-прежнему связан с нарушениями прав потребителей - 771 обращениеили 67,7% от общего числа поступивших;обращения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения составили 32,3% или 367 обращений, 0,6% или 4 обращения - по прочим вопросам.

Обращения по вопросам защиты прав потребителей связаны с:

    - приобретением товаров ненадлежащего качества  –  443 обращения или 57,4%

    - оказанием жилищно-коммунальных услуг 86 обращений или 11,1%;

   -  оказанием бытовых услуг- 68 обращений или 8,8 %;

    - оказанием услуг связи – 58 обращений  или 7,5%;

   -  оказанием  финансовых услуг  – 43 обращения или  5,6%;

    - оказанием медицинских услуг – 18 обращений или  2,3%;

    - оказанием туристских и гостиничных услуг – 5 обращений или 0,6% 

 В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обращения  приходятся на вопросы, связанные: 

- с условиями проживания в жилых помещениях – 129 обращений или 35,1%;

- с содержанием территории городских и сельских поселений - 42 обращения или 11,4%;

- с питьевой водой и питьевым водоснабжением населения – 35 обращений или 9,5%;

-  с атмосферным воздухом в городских и сельских поселениях -32 обращения или 8,7%;

- с качеством пищевых продуктов – 29 обращений или 7,9%;

- с эксплуатацией общественных зданий и помещений – 15 обращений или 4,1%;

- с условиями воспитания и обучения – 10 обращений или 2,7%;

- со сбором, хранением и захоронением отходов производства и потребления – обращений или 1,9%.

По результатам рассмотрения обращений граждан в  Управлении Роспотребнадзора по Орловской области в 1 квартале 2018 года

- 125 письменных обращений перенаправлены по подведомственности с одновременным информированием заявителей;

- 47 письменных обращений граждан послужили основанием для проведения 41 административного расследования и 6 внеплановых проверок. Факты, изложенные в обращениях, подтвердились в 75%  случаях от общего количества мероприятий по контролю (надзору), проведенных на основании обращений граждан. По результатам проверок составлено 47 административных материалов;

- 28 обращений  отозваны гражданами;

- на 865  обращений даны разъяснения норм действующего законодательства в пределах установленной компетенции;

- 133 обращения по состоянию на 02.04.2018 находятся в работе.

На личном приеме руководителем и начальниками территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Орловской области в 1 квартале 2018 года приняты 9 граждан.

Продолжается  работа по судебной защите прав потребителей путем подачи исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей, а также исков в защиту конкретных потребителей.

За отчетный период по обращениям потребителей Управлением Роспотребнадзора по Орловской области подано в суды 7 исков в защиту неопределенного круга потребителей и конкретных лиц.

Для оперативного реагирования на обращения граждан продолжена работа «Горячих линий». В 1 квартале 2018 года по телефонам «Горячих линий» граждане получили консультации по 698 вопросам  по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Работа с обращениями граждан остается одним из самых приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Орловской области и находится на постоянном контроле.

В целях обеспечения реализации принципов  гласности, открытости и доступности  информации о деятельности на официальном сайте Управления размещается информация «Для предпринимателей», а также сведения о результатах проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушениях, принятых мерах административного воздействия, мониторинге судебных решений.

В  2018 году Управлением Роспотребнадзора по Орловской области разработан План реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, который прошел предварительное согласование с Уполномоченным по защите прав предпринимателей и общественными организациями и объединениями и размещен на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Орловской области.