«Назад

О правилах перевозки пассажиров легковым такси

   Отношения пассажира и перевозчика регулируются Гражданским кодексом РФ (в части услуг перевозок), Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее Правила № 112), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

В перевозке участвуют лицо, владеющее таксопарком (фрахтовщик), и лицо, арендующее такси (фрахтователь), которое перевозит пассажиров. Иногда фрахтователь и пассажир совпадают в одном лице.

Пунктами 102 и 103 Правил № 112, установлено, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Исполнитель обязан зарегистрировать принятый заказ и сообщить его номер потребителю. Помимо того, по прибытии легкового такси к месту его подачи потребителю сообщается местонахождение, государственный регистрационный знак, марка и цвет кузова легкового такси, а также фамилия, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется заказчиком. А если он не определен, водитель обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

Плата за пользование легковым такси определяется двумя способами:

1. В виде фиксированной платы;

2. На основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

При выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.

Согласно пунктам  115-118 Правил № 112  на передней панели легкового такси справа от водителя должна размещаться следующая информация:

а) полное или краткое наименование организации - перевозчика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования);

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В салоне автомашины, предоставляющей услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

Разрешение на право оказания услуг легковым такси, должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира.

Претензии, возникающие в связи с перевозкой пассажиров и багажа, предоставлением транспортного средства, предъявляются перевозчику по месту его нахождения.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт - в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы - в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;

в) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа - в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

В случае, если такси не пребудет в срок, потребитель вправе назначить новый срок, заказать такси в другой фирме, потребовать уменьшения цены, отказаться от услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется исключительно судом. При обращении в суд, потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины ст.17 Закона «О защите прав потребителей»).

За консультацией по возникающим вопросам, связанным с предоставлением услуг такси, граждане могут обратиться на  телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Орловской области: 8 (4862) 41 52 52, 8 (4862) 42 26 59, или по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 2а. На вопросы потребителей ответят также и  специалисты  консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской  области»  по телефону 8(4862) 75-02-76, или по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д.56а.