Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Орловской области за 1 квартал 2017 года

«О результатах контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Орловской области, основных нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства, а так же принятых мерах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения  и защиты прав потребителей за 1 квартал 2017 года»

 

    Работа Управления Роспотребнадзора по Орловской области (далее - Управление)  в текущем году осуществляется в соответствии с Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора и направлена на обеспечение стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области, минимизацию административного давления на бизнес при сохранении необходимого уровня защиты населения.

Государственные функции, возложенные на Управление, осуществляют 99 государственных гражданских служащих. Обеспечивает проведение федерального государственного надзора  аккредитованный Испытательно - лабораторный центр  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

В 2017 году продолжена реализация риск - ориентированной модели планирования и осуществления контрольно-надзорной деятельности. Сформирован региональный реестр субъектов и объектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения.

Ежегодный план плановых проверок на 2017 год также сформирован с учетом риск - ориентированного подхода и содержит проверки субъектов предпринимательской деятельности и социальной сферы с высоким потенциальным риском причинения вреда. Удельный вес субъектов малого предпринимательства составил  в общей структуре всего 7%.

 Внедрение риск-ориентированной модели планирования позволило выделить приоритетные группы объектов надзора, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека и одновременно снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

На  контроле Управления находится 8 135 субъектов, из которых 1 422 составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения (17%) и 6 498 (80%)  составляют субъекты бизнеса.

В План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год включено 756 проверок, что на 2,7% или на 20 проверок больше по сравнению с 2016 годом (736 проверок). Общее число проверок - 805, что на 4,6 % или на 40 проверок меньше по сравнению с 2016 годом (845 проверок).

При формировании плана на 2017 год отданы приоритеты субъектам надзора, осуществляющим деятельность в сфере образования (детские и подростковые учреждения) – 75,5%.

Менее 25% проверок запланировано в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность в области здравоохранения – 8,3%, в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 5,7% , в сфере торговли пищевыми продуктами  -  2,1% , в сфере предоставления услуг общественного питания - 1,3%, субъектам надзора, осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства - 0,9%, с прочими видами деятельности (непродовольственная торговля, транспортные услуги) – 1,3% .  

Характеристика плана проверок на 2017 год по субъектам надзора, относящихся к определенному типу бизнеса сложилась следующим образом:

Удельный вес проверок в отношении субъектов, относящихся к категории малого бизнеса составил 6,6% или 50 проверок (2016г. – 5,7% или 42 проверки), к категории среднего бизнеса составил 5,7 % или 42 проверки (2016г. – 3,5% или 26проверок),  к категории крупного бизнеса составил       6,5 % или 50 проверок (2016г. – 8,5% или 63 проверки)

В общей структуре проверки бюджетных организаций в плане плановых проверок составили 80,9 % или 614 проверок (2016г. – 82,2 % или 613 проверок), с учетом риск - ориентированного подхода,

План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год сложился следующим образом:

1 субъект  (0,1%) относится к 1 классу опасности;

131 субъект (17,3%) относится ко 2 классу опасности – к категории высокого риска

328 субъектов (43,4%) – к 3 классу опасности –к категории значительного риска

249 субъектов (32,9%) – к 4 классу опасности – к категории среднего риска

47 субъектов (6,2%)  - 5 класс опасности – к категории умеренного риска

По объектам надзораПлан проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год сложился следующим образом:

• 2 объекта надзора(0,14%) относятся к 1 классу опасности;

• 448 объектов надзора (30,8%) относятся ко 2 классу опасности – к категории высокого риска

• 525 объектов надзора (36,1%) – к 3 классу опасности – к категории значительного риска

• 401 объект надзора (27,6%) – к 4 классу опасности – к категории среднего риска

• 79 объектов (5,4%) - 5 класс опасности – к категории умеренного риска

 

За 1 квартал 2017 года в рамках Федерального закона от 26.12.2008  №294-ФЗ Управлением всего проведено 367 проверок, что на 13,9% больше, чем в 2016 году (в 1 квартале 2016г.- 316 проверок).

По результатам проведенных 120 плановых проверок (за аналогичный период 2016г. – 102), в 99,2% выявлены нарушения и приняты меры административного воздействия.

Внеплановые выездные проверки в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ случаях проводились после согласования с органами прокуратуры,  в 100 % случаев органами прокуратуры вынесены решения о согласовании внеплановых проверок(2 проверки)

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановые проверки проведены по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – 80 проверок или 32,4% от общего числа внеплановых проверок (2016г. – 64 проверки или 29,9% в структуре внеплановых проверок)

- поступление обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

–  возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан 2 проверки или 0,8% в структуре внеплановых проверок;

–  нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» – 1 проверка;

- приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 152 проверки или 61,5 % в структуре внеплановых проверок (в 1 квартале 2016г.– 89 проверок или 41,6% в структуре внеплановых проверок).

Должностные лица  Управления области приняли участие в 27 мероприятиях, организованных органами прокуратуры (в 1 квартале 2016г. - 105), провели 3 санитарно-эпидемиологических расследования случаев возникновения инфекционных заболеваний  (в 1 квартале 2016г. - 14) и 63 административных расследования (в 1 квартале 2016г. - 95).

За первый квартал 2017 года проведено 2 проверки в отношении органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в 1 квартале 2016г. – 14 проверок).

Результаты проведенных проверок показали, что 78,7 % юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены проверки, допустили нарушения действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (в 1 квартале 2016г. – 68,4 %), должностными лицами Управления выявлено  809  административных правонарушений.

Административные правонарушения квалифицировались по 49 составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Управления вынесено 619 постановлений о привлечении виновных лиц  к административной ответственности:

• 159 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения;

• 460 постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа.

Сумма наложенных административных штрафов составила более 3,5 млн. рублей.

В тоже время Управлением при назначении административных наказаний применяются новые положения законодательства в отношении субъектов малого бизнеса – за впервые совершенные правонарушения, при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, назначаются наказания в виде предупреждения, а не административные штрафы.

С введением Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статьи 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа, Управлением в 20% случаев административное наказание в виде штрафа заменялось на предупреждение.

Кроме того, Управлением при рассмотрении дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают административное наказание в виде штрафа в размере более 100,0 тыс. рублей для юридических лиц и более 50,0 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей, при установлении исключительных обстоятельств, в 50% случаев назначаются административные штрафы в размере менее минимального размера. Как правило, размер административного наказания в таких случаях снижается в 2 раза.

В 1 квартале 2017 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции различных инстанций, в том числе Девятнадцатый апелляционный суд (Воронеж), Арбитражный суд Центрального округа (Калуга), хозяйствующими субъектами обжаловано:

14 постановления Управления о назначении административных наказаний, 6 предписаний об устранении выявленных нарушений,1 представление об устранении причин и условий выявленных нарушений и 1 распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения жалоб и заявлений, все документы Управления оставлены без изменений.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в 1 квартале 2017 года должностными лицами Управления наибольшее количество дел возбуждено за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3, 6.4, 6.5 6.6, 6.7 ч.1, 6.7 ч.2, 8.2, 8.5) – 361 дело (45%);

за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, включая непредставление субъектами, оказывающими различного рода услуги, а также реализующими товары, информации, необходимость предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также нарушение ими правил продажи отдельных видов товаров, включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих права потребителей составлен 161 протокол об административном правонарушении, что составляет 20% от общего количества выявленных Управлением административных правонарушений;

нарушения законодательства о техническом регулировании (статья 14.43 14.44, 14.45, 14.46, 15.12 КоАП РФ) составляют 12% (99 протоколов) от общего количества выявленных административных правонарушений;

– за нарушения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе за продажу табачной продукции на расстоянии менее 100м. от образовательных учреждений, за курение табака не в установленных местах, а также за отсутствие знака о запрете курения составлено 72 протокола об административных правонарушениях (9%) (статья 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53 КоАП РФ);

более 4% правонарушений выявлено в области продажи продукции, свободная реализация которой запрещена или ограничена (14.2 КоАП РФ).

В 1 квартале 2017 года в суды для рассмотрения по подведомственности направлено 129 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, направленных Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в суды в 100% случаев вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Так,  судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено:

– 24  постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;

– 37 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа;

–44 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения;

– 24 постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

Судами, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено административных штрафов  на сумму более 1,5 млн. рублей.

Отделом эпидемиологического надзора Управленияв отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  медицинские услуги в 1 квартале 2017 года проведено 8 проверок.

Основными причинами, послужившими к привлечению виновных лиц к административной ответственности, выявленными при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за негосударственными медицинскими организациями, послужили:

   - отсутствие или несвоевременный ремонт и обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

-  рядом учреждений не заключаются договоры на проведение стирки спецодежды, проведение дератизационных мероприятий специализированными организациями;

- нарушение требований к порядку дезинфекции (с нарушением инструкций на применяемые дезинфекционные средства, не проведение ротации дезинфекционных средств);

- несоответствие установленным требованиям  объема  и  периодичности лабораторного производственного контроля (за качеством дезинфекции, стерилизации);

-  нарушение  требований к порядку прохождения периодических медицинских осмотров персоналом (при требовании прохождения ежегодного медицинского осмотра, на практике рядом учреждений медицинские осмотры проводятся перед очередной плановой проверкой).

-  нарушение  требований к вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний среди персонала, в том числе специфической профилактике гриппа;

- ненадлежащий учет инфекционных заболеваний; 

- ненадлежащее обследование пациентов, с целью этиологической расшифровки  возбудителей инфекционных заболеваний (несвоевременное, в недостаточном объеме);

-  нарушения при обращении с медицинскими отходами.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенным отделом санитарного надзора Управления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлялись следующие основные нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования:

- размещение объектов торговли, общественного питания на первых этажах жилых домов без оборудования автономной вентиляции, отдельной канализации;

- нарушение условий проживания жителей в связи с не проведением мероприятий по шумозащите от работы технологического оборудования;

- на пищевых предприятиях, предприятиях общественного питания не разработаны или не внедрены процедуры, основанные на принципах ХАССП, необходимые для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления);

- отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность пищевой продукции;

- не проведение производственного контроля за реализуемой продукцией, что ведет к реализации потребителям продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

- не своевременное проведение гигиенического обучения, медицинского осмотра  персонала;

- отсутствие проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- нарушения в организации производственного контроля за атмосферным воздухом на границе санитарно-защитных зон предприятий, условиями труда на промышленных предприятиях;

- отсутствие или нарушения в разработке схем обращения с медицинскими отходами. 

          Приоритетными оставались мероприятия, направленные на обеспечение прав потребителей при оказании финансовых, жилищно- коммунальных, бытовых услуг, платных медицинских услуг, услуг связи,  в сфере торговли.

Проведено 149 мероприятий по контролю. Из общего количества проведенных проверок в области защиты прав потребителей основной удельный вес составили внеплановые проверки – 85% (проведено 127 внеплановых проверок). Должностными лицами отдела защиты прав потребителей проведено 13 административных расследований. Нарушения   законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей выявлены при проведении 140 мероприятий по контролю, что составляет 94% от общего количества проведенных мероприятий по контролю.

Основное количество выявленных нарушений характерно для сферы торговли.

Типичными нарушениями остаются:

- отсутствие на товарах полной информации об изготовителе и месте его нахождения, импортере, дате изготовления;

-  реализация товаров несоответствующих обязательным требованиям по качеству, с истекшими сроками годности, без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;

- несоответствие цен, указанных на ценнике, фактическим ценам, объявляемым потребителям на кассе;

- не обеспечивается наличие единообразных и четко оформленных ценников на  реализуемый товар;

- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;

- допускаются нарушения технических регламентов Таможенного союза (продажа товаров без маркировки, предусмотренной ТР ТС или с нечитаемой маркировкой, что не позволяет потребителю получить в полном объеме информацию о производителе, дате изготовления, характеристиках товара).

По итогам надзора за реализацией антитабачного закона в 1 квартале 2017 года  выявлено 66 нарушений Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака», которые выразились:

- в реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ общеобразовательных учреждении;

- в реализации табачных изделий  по цене выше, чем установлена производителем и указанная на пачке изделия;

- в несоблюдении требований к знаку о запрете курения;

- курение табака на рабочих местах и рабочих зонах;

- в выкладке и демонстрации табачных изделий в торговых залах;

- в продаже сигарет в киосках;

- не осуществление контроля со стороны хозяйствующих субъектов за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

При проведении проверок за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, основное количество нарушений связано с отсутствием со стороны продавцов  контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной  продукции. Также выявлялись нарушения требований технических регламентов в части продажи алкогольной продукции с истекшими сроками годности; без информации о дате изготовления, сроке годности продукции, без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.

В ходе проведения анализа договоров купли продажи товаров и оказания различного вида возмездных услуг  типичными являются  нарушения, связанные с включением в договор условий ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Данные правонарушения в 1 квартале 2017 года были выявлены при проведении проверок  в сфере оказания финансовых, бытовых, платных образовательных, медицинских услуг и в сфере торговли по образцам.

К основным условиям, ущемляющим установленные законом права потребителей, при продаже товаров, оказании услуг и выполнении работ относятся:

- односторонние изменение условий договора со стороны продавца (исполнителя). Продавец (исполнитель) не вправе в одностороннем порядке изменять цену товара (работы, услуги), сроки передачи предварительно оплаченного товара, сроки оказания услуг (выполнения работ), качество товара (работы, услуги);

- уменьшение размера неустойки, предусмотренной Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- нарушение права потребителя на досрочное расторжение договора на выполнение работ (оказание услуг);

- нарушение права потребителя на выбор суда при обращении с исковым заявлением о защите своих прав;

- нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

Актуальной задачей в деятельности Управления является работа с обращениями граждан, полнотой и своевременностью их рассмотрения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Всего 1 квартале 2017 года в Управление и территориальные отделы поступило 1 062 обращения - это на 4,9% меньше, чем в 2016 году.

Из числа поступивших обращений – 752 письменные, что составляет 70,8% от общего числа обращений (за аналогичный период 2016г – 693 или 62,3%), в том числе в форме электронных документов поступило 398 обращений или 52,9% в структуре письменных обращений.

Основанием для проведения проверок (внеплановые или административные расследования) послужили 55 обращений граждан, По результатам проведенных проверок в 40 случаях информация в обращениях подтвердилась.

Увеличилось число обращений, поступивших через электронный портал Управления Роспотребнадзора по Орловской области, и составило 332 обращения в 1 квартале 2017 года (за отчетный период 2016 г. – 270 обращений). Данная форма обращений в настоящее время как никогда актуальна, электронные каналы связи общедоступны и позволяют подать обращение в упрощенной форме.

       В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменений в Федеральный закон от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения, направленные заявителем в форме электронных документов смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки, но при условии, если они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

В целях совершенствования работы с обращениями граждан с 07.04.2017 года открыт общедоступный единый ресурс «Приём обращений граждан» на официальном сайте Управления.

Для подачи обращения в форме электронного документа заявителю необходимо зайти на страницу официального сайта Управления в блок «Прием обращений граждан», перейти по ссылке http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/ и выбрать вариант подачи обращения в форме электронного документа: «Для направления обращений, которые могут служить основанием для проведения внеплановой проверки» (с требованием авторизации в ЕСИА) или «Не требуется проведение внеплановой проверки», где авторизации в ЕСИА не требуется.

В Управлении разработан и утвержден План мероприятий по реализации Приказа Роспотребнадзора от 17.06.2015 № 518 «По внедрению принципов «Открытого Правительства» в деятельность Роспотребнадзора на 2015 - 2016 годы».

В соответствии с указанным планом регулярно актуализируется информация о деятельности на информационных стендах и сайте Управления.

В целях информированности населения о деятельности Роспотребнадзора по обеспечению качества и безопасности реализуемых населению товаров и услуг, судебной защите прав потребителей, а также повышения уровня потребительской грамотности граждан в Российской Федерации создана государственная информационная система в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), соответствующий региональный сегмент которой активно наполняется Управлением.

На постоянной основе размещаются и сопровождаются на официальном сайте Управления интерактивные сервисы по оценке качества предоставления государственных услуг.

В деятельности Управления изменилась парадигма осуществления государственного контроля и надзора - с поиска нарушений и применения наказаний ее фокус смещается на профилактику правонарушений.

По инициативе Роспотребнадзора  ежеквартально проводится акция «День открытых дверей для предпринимателей», в которых уже приняли участие более 300 индивидуальных предпринимателей.

Продолжает работу «телефон доверия» (8486 2 41 72 27)для приема сообщений о коррупционных проявлениях в действиях должностных лиц Управления и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

Управлением открыт электронный почтовый ящик, на который возможно направить отзывы о деятельности Управления.

В целях обеспечения реализации принципов  гласности, открытости и доступности  информации о деятельности Управления на официальном сайте Управления размещается информация «Для предпринимателей», а также сведения о результатах проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушениях, принятых мерах административного воздействия, мониторинге судебных решений.